РОМАНТИКА ДАЛЬНИХ ДОРОГ

, Общество

День дальнобойщика отмечается ежегодно в последнюю субботу лета, в этом году – 28 августа. В этот праздник мы пообщались с тремя костомукшанами – представителями нелегкой и опасной профессии.

Семейное дело

maksim-suxorukov

Нам представилась возможность побывать в кабине грузового автомобиля у одного из наших героев, Максима Сухорукова, и увидеть, как там все устроено. Чтобы сесть в кабину, необходимо снять обувь, чтобы не запачкать постеленные коврики. Такая мелочь позволяет сохранять чистоту в салоне, и ногам удобнее. За пассажирскими сиденьями расположено спальное место. Рядом с ним, на стене, висит ковер, создающий уют и напоминающий родной дом. В автомобиле есть холодильник, плитка, микроволновая печь, кофеварка. Кабина автомобиля – будто второй дом, тут комфортно, чисто и просторно, а потолок достаточно высок.

Максим знаком с профессией с детства. Отец часто брал его в рейсы, поэтому Максим решил продолжить дело. Самостоятельный стаж работы у Максима уже около десяти лет. Наш герой побывал за границей и во многих городах России.

Сейчас Максим работает на себя, возит груз для организаций: запчасти, оборудование, товары для магазинов и многое другое. Он расширяет свое дело, приобретает новую технику, нанимает водителей, заключает договоры с новыми организациями.

Максим считает, что любой рейс можно назвать опасным, потому что все грузы дорогие. Каждый раз перевозятся миллионы рублей. Чтобы не было неприятностей, главное, по его мнению, чтобы автомобиль был в исправном состоянии.

– В России сейчас большая беда в том, что запчасти дорогие, и многие водители не могут содержать свое транспортное средство в исправном состоянии. Меня приучали, если что-то сломалось, то надо сделать, и только тогда уже ехать в рейс. А некоторые не могут себе позволить своевременно что-то заменить или починить, поэтому происходят аварии на дорогах.

У Максима ненормированный график, поэтому ему надо самому контролировать режим работы и сна. На дорогах очень опасно, поэтому, когда чувствуешь усталость, то лучше пару часов поспать и ехать дальше.

– Многим людям кажется, что наша работа заключается в том, что мы сидим, крутим руль и больше ничего не делаем. Я всем говорю: так вы хотя бы сядьте на пассажирское место и проедьте тысячу километров рядом со мной, вам не надо ни рулить, ни делать ничего. И тогда поймете, что это такое. Многие, кто ездил со мной убедились, что это серьезная и тяжелая работа. Ничего тут легкого нет в «сидеть и рулить». Тяжесть в том, что постоянно находишься в напряжении, иногда переживаешь за груз, за машину. И нужно постоянно быть очень внимательным на дорогах. Две большие разницы – ехать на легковой машине и на грузовой.

«Водительское братство», девяностые и целый мир в окошке

andrej-viktorovich-kozlov

У Андрея Викторовича Козлова стаж работы дальнобойщиком – 28 лет. Сначала он работал экскаваторщиком, но в 90-е годы захотелось романтики. У него был друг дальнобойщик, который и «втянул» Андрея в другую профессию. Они купили свой КАМАЗ и начали возить продукты из Санкт-Петербурга в Костомукшу для разных магазинов и ларьков.

Потом Андрей Викторович решил продать грузовую машину и в 2012 году устроился в организацию, которая возит грузы в Финляндию. Сейчас у дальнобойщика по 15 рейсов в месяц. Все официально и строго.

– В нашей организации работа строго по графику – 9 часов. Разрешено взять лишний час на дорогу два раза в неделю. По России, может, и ездят без остановки сутки, но за границей это недопустимо. В Финляндии за превышение рабочего времени выписывают большие штрафы, чем за превышение скорости.

У Андрея Викторовича есть свои приметы перед рейсом. Например, выезжать из дома и приезжать обратно только по определенным маршрутам. Перед выездом не говорить близким и друзьям, когда и во сколько он вернется.

Дальнобойщик вспоминает, что, несмотря на нынешний комфорт, больше ему нравилось в 90-е годы. Вот тогда была романтика! Приятно было находиться в «водительском братстве», где все друг с другом общались, поддерживали и приходили на помощь. Тогда ему удалось увидеть почти всю Россию, ездил он по всему Краснодарскому краю и на Урал, за то время накопилось много интересных воспоминаний.

Все расписано по минутам

aleksandr-bystrov

Александр Быстров с детства мечтал стать дальнобойщиком. С 15 лет вместе со своим товарищем начал ездить в рейсы пассажиром. Позже устроился в организацию по перевозке грузов, чтобы набраться опыта. Через некоторое время решил работать на себя. Сейчас у Александра стаж уже 18 лет.

За месяц он совершает 4-5 рейсов. Так как график ненормированный, приходится подсчитывать, когда и сколько времени отвести на отдых. Бывает, что нужно ехать без сна сутки, чтобы успеть доставить груз вовремя. Поддерживать свой бодрость Александру помогают аудиокниги и музыка, а бывает, он даже поет в кабине.

Перед рейсом дальнобойщик всегда проходит медосмотр и проверяет автомобиль на исправность. Автомеханик по образованию, Александр имеет право самостоятельно проводить осмотры. Есть у него и несколько примет.

– Бриться перед дорогой нельзя, иначе что-то сломается. Нельзя обманывать заказчика, что сломался. Бывает, что не успеваешь уложиться ко времени, и приходится лукавить, что что-то вышло из строя. Если такое скажешь, тогда обязательно сломаешься. Каркаешь сам себе, – смеется Александр.

По его словам, многие люди ошибочно считают, что у дальнобойщиков в каждой деревне по невесте, постоянно какие-то приключения в дороге.

– Может, в 80-е и 90-е годы что-то похожее и было, но точно не в наши дни. На командировку дается неделя, все расписано по минутам, порой не успеваешь даже поесть. После рейса приезжаешь грязный, лохматый, голодный и уставший. Вот такая романтика у многих дальнобойщиков.

Свои забавные дорожные истории Александр быстро забывает, зато рассказов товарищей или знакомых помнит много.

– Был у нас такой дальнобойщик Петр Васильевич Шевченко. Ехал он как-то раз по МКАДу, остановился, и в него врезался военный УАЗик, а он и не заметил. Раньше на таких УАЗиках на бамперах спереди были металлические крюки. Так вот, УАЗик зацепился этими крюками за задний бампер машины, за прицеп. Петр Васильевич едет дальше, а ему сзади все кто-то сигналит и сигналит, а чего сигналят – непонятно. Он успел отъехать от Москвы уже на 150 километров, когда его остановили сотрудники ГАИ. Тогда и обнаружилось, что у него сзади на прицепе, оказывается, этот УАЗик висит. В нем сидел прапорщик, так он чуть не поседел от этой поездки. У этого УАЗика уже почти все поотваливалось, а Петр Васильевич даже не почувствовал, что что-то не так, ведь своя машина большая, тяжелая, и в зеркалах военный автомобиль не было видно. Не знаю, что они в части объясняли, как вместо Москвы оказались в Твери.

Александр признается, что работа у него тяжелая. Он благодарен супруге и детям, что они всегда ждут, провожают в рейсы и встречают, относятся к его графику с пониманием. В шутку говорит, что надо памятник жене поставить.

Анастасия МАРЧУК

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проверка орфографии на сайте.

Добавить комментарий