Что делать, если попал в историю и не знаешь, чем она кончится. И при чем здесь Муми-тролль, Роберт Гелбрейт и «Ведьмак».
«- А какая она, эта стужа? — спросил Муми-тролль. — Она очень красивая, эта Ледяная дева, — ответила Туу-тикки. — Но если ты заглянешь ей прямо в лицо, ты замерзнешь и превратишься в ледышку. Станешь таким же, как хрустящий хлебец, и кто угодно сможет разломать тебя на мелкие кусочки. Поэтому сиди сегодня вечером дома».
Это – «Волшебная зима» Туве Янссон. Одна из главных книг, которую я бы рекомендовала прочитать именно в эти дни, в режиме самоизоляции. Муми-тролль не знал, когда кончится зима и как ее пережить. Мы тоже не знаем, как долго продлится карантин и будет ли мир после него прежним. Говорят, не будет. Посмотрим. Сейчас наша задача – увидеть это своими глазами, правильно?
Чем заняться на карантине, мы, конечно, найдем. Мы действительно наконец-то все отмоем. Если ты на двух работах, а то и на трех, и приходишь домой в темень, а утром исчезаешь из дома, как привидение, то в полумраке квартира кажется вполне себе миленькой и даже романтичной. Ну вот, пыльной романтике конец. Мы все починим – даже то, что валялось годами. Мы все разберем, отремонтируем, выстираем. Мы выучим с детьми все уроки. Даже алгебру, о да. Даже информатику. Но у нас есть еще один интересный шанс. Карантин крадет возможности, но он же их предоставляет. Сейчас нам вполне по силам возобновить домашнее чтение.
Занятие это подзабытое, сегодня в семьях если и читают, то каждый в своем углу, один в компе, другой в телефоне, но чем, скажите, такая изоляция лучше любой другой? Настоящее домашнее чтение – это когда один читает, а остальные слушают. Причем читать лучше то, что по сердцу и по уму всему дому. Если ваши домочадцы от восьми до восьмидесяти лет не прочь послушать Достоевского или Кафку в вашем исполнении, вопросов нет. Но если одни хотят серьезного, другие волшебного, третьи веселого, четвертым подавай приключения, то для вас – вся сказочная литература двадцатого века. Называть ее детской язык не поворачивается: из нее нельзя вырасти, как из распашонок и памперсов. Эти книги растут вместе с нами, и чем старше и, будем надеяться, лучше мы становимся, тем больше эти книги значат и больше объясняют.
Итак, Янссон и Муми-тролль, который пережил и пришествие Кометы, и наводнение, и зиму – никакую, кстати, поначалу не волшебную, а унылую и лютую, едва ли не бесконечную, прямо как наш карантин. Где Янссон – там и Линдгрен, или наоборот: может, кто-то и думает, что дело женщин – утешать, но эти скандинавские дамы учат обходиться без утешений. Читайте сказки Линдгрен, читайте ее повести – например, «На острове Сальткрока». Читайте детективы – да пребудет с вами Калле Блумквист. Кстати о детективах: вы в курсе, что Джоан Роулинг пишет их не хуже, чем знаменитый Роберт Гелбрейт? Шутка, конечно: Роулинг и Гелбрейт – одно лицо. Но если ее роскошные детективы лучше читать во взрослой компании, то «Гарри Поттер» просто создан для того, чтобы учить родителей и детей говорить на одном языке. Читайте Толкиена и Льюиса – «Хоббита» и «Нарнию». И смотрите блистательные фильмы, снятые по этим книгам – но только после того, как прочитаете.
Важный момент. Вы ведь хотите, чтобы у вас в семье был культурный обмен, а не диктатура взрослых? Предложите младшим вносить коррективы в репертуар. Это нужно прежде всего нам — и взрослым, и очень взрослым. Потому что старость – это не когда скрипят суставы, а когда думаешь, что все на свете уже узнал, посмотрел и прочитал, и ничего нового тебе не надо. Наш младшенький, 16-летний усач под два метра ростом, усадил нас за «Игру престолов». Сначала мы скрипели, как положено старцам, а теперь не представляем без них жизни. На очереди – «Ведьмак» и «Мандалорец», в списке горячо любимых фильмов – «Звездные войны» и «Доктор Кто». Небольшая подсказка: англоязычные сериалы можно смотреть с русскими субтитрами. А потом и без них: так легче учить язык. А от литературной сказочной классики можно потихоньку перейти и к книгам на вырост – «Ярмарка тщеславия» Теккерея вполне подойдет, главное – начать.
А еще можно писать книги. Ведь все, что с нами происходит сейчас – живая история. Мы как будто попали в повесть или фильм. Да, никто не знает, чем это кончится. Да, пока непонятно, что это – приключения или хоррор. Но то, что происходит сейчас – это наша жизнь. И у нас есть возможность и даже время рассказать о ней – всем вместе.
Татьяна ЛИСИК
Фото: pixabay.com