Брейк-данс по-костомукшски

Наш земляк Виктор Полынь, который сейчас живёт в Москве, поделился с редакцией «64 параллели» архивными фотографиями своей команды BLACK SPAIDERS. Коллектив с 1991 по 1993 год танцевал брейк-данс в молодом городе горняков. Также он рассказал о зарождении ультрамодного в эпоху перестройки танцевального стиля в Костомукше и как этому способствовал фильм Карена Шахназарова «Курьер». 

Виктор поведал, ссылаясь на статью Arzamas.academy «Краткая история советского брейк-данса», что брейк-данс появился в СССР примерно в 1984-1985 годах. Брейкинг постепенно проникал в семьи дипломатов, работников посольств и Министерства внешней торговли: они знакомились с танцем за границей. Молодое поколение стремилось к индивидуальности, начала развиваться подростковая мода. Те, у кого была возможность, получали одежду из-за границы – в основном это были дети обеспеченных родителей. Другие незаконно скупали её у фарцовщиков. Те, у кого не было такой возможности, выкраивали и шили одежду из маминых халатов, кальсон и доступной ткани по лекалам западных образцов.

– Самый важный атрибут уличных танцоров – это, конечно, кроссовки. В 1984 году в продаже были модели китайского производства, в основном черные и коричневые. Но для танца нужны яркие цвета, поэтому многие красили кроссовки сами, по аналогии с джинсами. В 1985 году брейкинг перестал быть танцем привилегированной молодежи и вышел из квартир в спортзалы и на танцплощадки. Тогда же появились первые профессиональные танцевальные коллективы, которые копировали движения и трюки героев первых американских фильмов о брейк-дансе: «Breakin’» (1984), «Breakin’ 2: Electric Boogaloo» (1984) и «Beat Street» (1984). В декабре 1986 года вышел фильм Карена Шахназарова «Курьер». Он раскрывал тему конфликта поколений, а также пытался сформулировать новые идеалы и принципы молодых людей эпохи перестройки. «Курьер» стал одним из лидеров проката 1987 года, а позднее и лучшим фильмом по результатам опроса журнала «Советский экран». Это была легендарная картина для российского брейк-данс сообщества. В финальной сцене «Курьера» уличные танцоры показывают свое мастерство на дворовой площадке. Звучит композиция «Rockit» B. T. & The City Slickers: аранжировка канонического трека американского композитора и пианиста Херби Хэнкока, – вспоминает наш собеседник.

Виктор говорит, что, как и во всех регионах СССР, брейкинг появился в Костомукше в 1987-88 годах после фильма «Курьер».

– Из Ленинграда приехали учителя и стали обучать костомукшских парней. Движения, трюки, «фишки» передавались из уст в уста и осваивались посредством многодневных тренировок. «Фишки» и музыку доставали из Питера, Москвы, Финляндии, телеканала MTV и Radio-MAFIA! Я пришёл в брейкинг в 1990 году, до этого занимался лыжным спортом в ДЮСШ. Многие парни приходили к нам из костомукшской школы дзюдо, многие попадали по знакомству, – делится Виктор Полынь.

Виктор рассказывает, что сначала занятия проходили в школах (второй, третьей и в ПТУ), в актовых залах, на площади. Потом танцорам удалось договориться и получить разрешение от руководства ДК заниматься бесплатно внутри здания. Местные брейкдансеры танцевали на школьных дискотеках, выступали на городских КВН-вечерах. Ребята танцевали на площади, на крышах и даже в недостроенном бассейне.

–Тусовались везде, где могли! Играли в футбол, баскетбол, особенно по ночам у третьей школы, чем доставляли неудобства местным жителям, также расписывали стены города. Дружили с дискоклубом ДК и всеми городскими школами. На малой сцене в «Дружбе» стояли наши сейф и шкаф, где мы хранили магнитофон и тренировочную форму. Это очень раздражало сотрудников дискоклуба, так как оттуда очень веяло результатами наших тренировок. Мы танцевали в основном под американский рэп. Советский и российский рэп тогда ещё не дотягивал до должного уровня, он только начинал зарождаться и набирать обороты. В городе стали появляться первые хип-хоп исполнители. Мы общались и дружили с другими городскими сообществами: рокерами, рокабилли, панками, металлистами, мажорами. Конфликтов практически не было. Влюблялись! Были и поклонницы, которые собирались под окнами ДК и наблюдали за нашими тренировками. Некоторые парни из нашей команды ездили со сборной КВН города на фестиваль в Сочи, – вспоминает Виктор.

После 1994 года история костомукшской брейк-данс команды BLACK SPAIDERS заканчивается, но, как отмечает Виктор Полынь, их 90-е были по-настоящему лихими.

Оцените статью
64 параллель онлайн