Александр Топин: «Два в одном не получается…»

, Взгляд, Общество 10 комм.

В середине прошлого года по всей Карелии велась широкая дискуссия о том, как должна быть организована местная власть, выбирать глав администраций в районах или назначать. В итоге был принят закон, согласно которому в двух муниципальных образованиях Карелии – Петрозаводском и Костомукшском городских округах – глава округа должен избираться всеобщим голосованием и затем наделяется полномочиями главы администрации. Я считаю, что это ошибочное решение законодателей.

Я убежден в том, что две эти должности – глава администрации и глава местного самоуправления – по своей философии, по функционалу очень сложно совмещаются в рамках большого муниципального образования, каким, например, является Костомукшский городской округ. У главы администрации есть совершенно четкие функции и обязанности: исполнение бюджета через управление муниципальным имуществом и имуществом муниципальных организаций. Поэтому эффективность работы этого человека может оцениваться через контрольно-целевые показатели (КЦП). Это должен быть чистой воды управленец, с очень высоким профессиональным уровнем, опытом работы в сфере государственного или муниципального управления.

Очень часто, когда должностное лицо выбирают всеобщим голосованием, люди руководствуются не критериями профессионализма кандидата и его опытом, а чем-то другим: «хороший человек», «нравится – не нравится», и тому подобными вещами. А потом начинают понимать, что произошла ошибка. Кроме того, очень важный момент: в случае со всеобщими выборами  практически к нулю сводится возможность сменить чиновника, если он явно не справляется с работой.

Глава администрации не обязательно должен быть местным. Он может и из другого города приехать, если его устроят предложенные условия. Он за хорошие деньги должен выполнять поставленную перед ним задачу. Выбор этого человека – конкурс, который может проводиться только исходя из профессиональных качеств, образования и опыта работы. Кроме того, я уверен, что контракт не должен заключаться на длительные сроки. Оптимально – год. И возможность продления контракта в зависимости от того, как человек справляется с работой. При этом я отвергаю тезис о том, что в работу нужно втягиваться чуть ли не полгода, и поэтому краткосрочные контракты – это плохо. Кому и зачем нужен управленец, который будет годами вникать в ситуацию? Он ведь наемный работник, и при этом профессионал. Если мы нанимаем электрика, то надеемся, что он сразу приступит к установке розетки, а не будет несколько дней «вникать в ситуацию». Так и здесь. Есть четкие критерии, требования. Соискатель должен будет подтвердить свою квалификацию и соответствие этим требованиям, а конкурсная комиссия уже будет принимать решение.

При этом важно понимать, что говоря о профессионализме и опыте работы, я имею в виду не любой опыт руководящей работы. Если даже человек был начальником на предприятии, это не означает, что он готов стать сити-менеджером. Муниципалитет – это не станки, не извлечение прибыли. Это совсем другое предприятие, целью работы которого является комфортное и безопасное существование людей. И это-то как раз и закладывается в те самые контрольно-целевые показатели, о которых я сказал в самом начале.

Если же говорить про главу местного самоуправления, или, как в нашем случае – главу округа, то у него, помимо представительских функций, главная задача – стратегия. Он не должен заниматься чисткой улиц и состоянием водопроводных сетей. Его работа — развитие территории, работа на перспективу. Поэтому и считаю, что совмещать в одном человеке две столь разные функции – стратегическое развитие и сиюминутные заботы – очень сложно и неразумно.

Да, наверное, такое совмещение возможно на уровне небольших поселений, оно оправдано в том числе экономически. Но в крупных муниципалитетах, с большим количеством населения, с развитой инфраструктурой, множеством управляемых организаций необходим во главе наемный менеджер, профессионал. А глава самоуправления не обязан даже быть профессиональным управленцем, у него совсем иные задачи: выбрать курс и следить, чтобы ничто не помешало сбиться с пути.

Александр ТОПИН, член Общественной палаты Карелии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проверка орфографии на сайте.

10 комм.

  • Лярв 18 / 05 / 2015 Reply

    а не пойти бы умнику??? За хорошие деньги из другого города... Пофигист очередной едущий за баблом... Своих таких полгорода... А этим еще и квартиру и оклады оплачивать... Вот таких «говорунов» увольнять к чертовой бабушке надо.

  • Аноним 18 / 05 / 2015 Reply

    Ну, а что предлагаете как раньше выбирать? У человека своя точка зрения и кстати неплохо обоснованная. На счет из другого города конечно не прав человек, так как конъектура каждого города разная и как раз сторонний человек будет долго в нее врубатся.

    • Аноним 18 / 05 / 2015 Reply

      врубаться*

  • Контоккилайнен 18 / 05 / 2015 Reply

    «хороший человек», «нравится – не нравится»

    Нет ничего плохого если народу позволят выбирать Главу, но вот из кого и как — другой вопрос. Поднадоели уже «красивые» эксперименты. Текущая экспериментальная схема, когда есть глава округа и есть глава администрации (ситименеджер), себя не оправдала. Возможно где-то закралась системная ошибка, возможно это результат недоразвитости общественных отношений. Факт — прежняя схема с единоначалием была лучше.

  • Аноним 18 / 05 / 2015 Reply

    Просто эти так называемые конкурсные комиссии себя не оправдали, конкурс был чистым фарсом (уже было готовое решение). Вспомнить последний конкурс когда Лохно А.Г. выбирали, это простите за выражение пиз... . Программа красивая, но как ее выполнить ни слова. У других претендентов может она и не такая обширная была, но хоть конкретные методы реализации представлены были.

  • хз 18 / 05 / 2015 Reply

    Александр ТОПИн шел бы ты лесом. опК Костомукше не указ.

  • Прогресс или регресс?! 18 / 05 / 2015 Reply

    Назначать или голосование, со своего города или нет... Человек должен быть ПРОФЕССИОНАЛОМ! Ну никак нельзя предугадать как человек будет вести себя на должности... самое разумное это заключить контракт на 1 год, если все ОК продлевать. Но все кандидаты должны быть с ответствующим образованием, опытом в управлении. И я скорее соглашусь, что должность главы администрации и главы мун. образования должны занимать 2 разных человека.

    • акбар 25 / 05 / 2015 Reply

      Я согласен с автором. Глава города это глава совета, а глава Администрации это наёмный руководитель назначаемый советом по контракту на срок, думаю половину срока полномочий депутатов, по истечению срока, депутаты его могут продлить, могут не продлить.

      При этом исключается конфронтация с Советом депутатов, то есть как это было раньше в Костомукше.

      Сначала большинство депутатов утвердило Лохно, потом это большинство депутатов исчезло после дополнительных выборов. Новое большинство заменило главу Администрации.

      А теперь пусть попробуют сменить самого отмороженного и коррумпированного Главу Администрации, если он будет также избран,как и депутаты.

  • Елена 19 / 05 / 2015 Reply

    город маленький все знают кто на что способен, если бы раньше был принят такой Закон у власти не оказались бы такие «талантливые» управленцы, как Осипова и Лохно, пусть выбирает народ,они и отчитываться будут за свою работу перед всеми, а не перед какой то группкой депутатов.

  • Зривкорень 19 / 05 / 2015 Reply

    Время показало две головы — это излишество. Глава «о» , передав все полномочия Главе «а», получал высокую зарплату и отдых вне отпуска, в итоге у всех «го» на лицо общий синдром деградации — утомление властью в явно выраженном виде. Бюджет города бы лучше пожалели, а кровососов у нас и без того хватает, в том числе «заслуженных казнокрадов». Вот где секвестр необходим.

Добавить комментарий для Прогресс или регресс?! Отменить ответ