Категории: ВзглядОбщество

Александр Топин: «Два в одном не получается…»

В середине прошлого года по всей Карелии велась широкая дискуссия о том, как должна быть организована местная власть, выбирать глав администраций в районах или назначать. В итоге был принят закон, согласно которому в двух муниципальных образованиях Карелии – Петрозаводском и Костомукшском городских округах – глава округа должен избираться всеобщим голосованием и затем наделяется полномочиями главы администрации. Я считаю, что это ошибочное решение законодателей.

Я убежден в том, что две эти должности – глава администрации и глава местного самоуправления – по своей философии, по функционалу очень сложно совмещаются в рамках большого муниципального образования, каким, например, является Костомукшский городской округ. У главы администрации есть совершенно четкие функции и обязанности: исполнение бюджета через управление муниципальным имуществом и имуществом муниципальных организаций. Поэтому эффективность работы этого человека может оцениваться через контрольно-целевые показатели (КЦП). Это должен быть чистой воды управленец, с очень высоким профессиональным уровнем, опытом работы в сфере государственного или муниципального управления.

Очень часто, когда должностное лицо выбирают всеобщим голосованием, люди руководствуются не критериями профессионализма кандидата и его опытом, а чем-то другим: «хороший человек», «нравится – не нравится», и тому подобными вещами. А потом начинают понимать, что произошла ошибка. Кроме того, очень важный момент: в случае со всеобщими выборами  практически к нулю сводится возможность сменить чиновника, если он явно не справляется с работой.

Глава администрации не обязательно должен быть местным. Он может и из другого города приехать, если его устроят предложенные условия. Он за хорошие деньги должен выполнять поставленную перед ним задачу. Выбор этого человека – конкурс, который может проводиться только исходя из профессиональных качеств, образования и опыта работы. Кроме того, я уверен, что контракт не должен заключаться на длительные сроки. Оптимально – год. И возможность продления контракта в зависимости от того, как человек справляется с работой. При этом я отвергаю тезис о том, что в работу нужно втягиваться чуть ли не полгода, и поэтому краткосрочные контракты – это плохо. Кому и зачем нужен управленец, который будет годами вникать в ситуацию? Он ведь наемный работник, и при этом профессионал. Если мы нанимаем электрика, то надеемся, что он сразу приступит к установке розетки, а не будет несколько дней «вникать в ситуацию». Так и здесь. Есть четкие критерии, требования. Соискатель должен будет подтвердить свою квалификацию и соответствие этим требованиям, а конкурсная комиссия уже будет принимать решение.

При этом важно понимать, что говоря о профессионализме и опыте работы, я имею в виду не любой опыт руководящей работы. Если даже человек был начальником на предприятии, это не означает, что он готов стать сити-менеджером. Муниципалитет – это не станки, не извлечение прибыли. Это совсем другое предприятие, целью работы которого является комфортное и безопасное существование людей. И это-то как раз и закладывается в те самые контрольно-целевые показатели, о которых я сказал в самом начале.

Если же говорить про главу местного самоуправления, или, как в нашем случае – главу округа, то у него, помимо представительских функций, главная задача – стратегия. Он не должен заниматься чисткой улиц и состоянием водопроводных сетей. Его работа — развитие территории, работа на перспективу. Поэтому и считаю, что совмещать в одном человеке две столь разные функции – стратегическое развитие и сиюминутные заботы – очень сложно и неразумно.

Да, наверное, такое совмещение возможно на уровне небольших поселений, оно оправдано в том числе экономически. Но в крупных муниципалитетах, с большим количеством населения, с развитой инфраструктурой, множеством управляемых организаций необходим во главе наемный менеджер, профессионал. А глава самоуправления не обязан даже быть профессиональным управленцем, у него совсем иные задачи: выбрать курс и следить, чтобы ничто не помешало сбиться с пути.

Александр ТОПИН, член Общественной палаты Карелии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

64-я параллель онлайн

Новости Костомукши и Карелии

Поделиться
Опубликовано
64-я параллель онлайн

Недавние новости

О жизни Оути

В Костомукшском городском округе на берегах озера Киитехенъярви раньше располагалось 17 селений. Деревня Аконлахти была…

16 часов назад

За сжигание сухой травы – штраф

Министерство природных ресурсов и экологии Карелии предупреждает о запрете сжигания сухой травы.

2 дня назад

Зачётка с QR-кодом

В России пройдёт эксперимент по переводу студенческих билетов и зачётных книжек в электронный формат.

3 дня назад

Нужно ли продлевать водительские права?

Водительские удостоверения, срок действия которых истекает в 2024 и 2025 годах, автоматически продлеваются на три…

4 дня назад

Фокус с исчезновением

У 37-летнего жителя Костомукши похитили кошелек с деньгами, а затем вернули обратно, но уже пустым.…

4 дня назад

Рыболовам на заметку

В ГИМС Костомукши рассказали о том, какие штрафы грозят владельцам маломерных судов за выход на…

5 дней назад