Категории: ВзглядОбщество

Дети особого внимания

«Президент встретился с детьми из коррекционных школ, покорившими Северный полюс», – пестрят заголовки новостных лент

«Новый закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении» – сообщает сайт общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива».

«Нашим необычным детям нужны специализированные классы, помогите!» – обращаются к нам читатели.

Как из теплицы на улицу…

Споры не утихают, а между тем, заканчивается учебный год и начинается подготовка к следующему. Родители будущих первоклашек обеспокоены, как ребенок вольется в новую школьную среду, как адаптируется. Не всегда легко это проходит и у обычных хорошо развитых детей. Чего уж говорить о детях, которым требуется особое внимание.

– В городе огромная проблема, – делится с нами своими опасениями читательница. – Наши, отстающие в развитии, дети идут в школу наравне с другими. Ходят с горем пополам. Они там забиты, не успевают, теряют веру в себя. Если до этого они ходили в специализированную коррекционную группу и там их развитием занимались специальные педагоги, то теперь они в общей массе не чувствуют поддержки, у учителей не всегда хватает на них сил, а другие дети стали жестоки и безжалостны. Нужно решать проблему, ведь таких детей становится все больше и больше.

Что корректировать?

Для начала, говорят специалисты, нужно разобраться, что это за дети, которым требуется помощь и особое внимание. Коррекционная педагогика разделяет обучение на несколько программ. Отдельно – для детей с нарушением зрения, отдельно – с нарушением слуха, далее с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, задержкой психического развития, нарушениями интеллекта. Специализированных школ в Костомукше нет, но они есть в Петрозаводске, и родители могут направить своих детей туда. Правда, жить им придётся в интернате, вдали от своих родных. Не все родители идут на это, и потому здесь для таких детей организовано индивидуальное обучение. На сегодняшний день в школах-интернатах Петрозаводска по желанию родителей обучаются двое детей из Костомукши.

Большинство же тех, кому требуется коррекционное обучение, составляют дети с задержкой психического развития и нарушениями речи.

Они–то как раз и идут после коррекционных групп детского сада в обычные общеобразовательные учреждения...

Есть планы, а есть возможности

– Точное количество таких детей в Костомукше назвать нельзя, – говорит Елена Лукконен, педагог-психолог Центра развития образования и председатель психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК). – Далеко не все родители приходят к нам на комиссию с такими детьми, хотя это в их интересах. Чем раньше удастся выявить нарушения в развитии и начать коррекцию – тем благоприятнее будет прогноз развития ребенка в будущем. Но то, что количество таких детей растет – это факт. Больше стало случаев речевой патологии. Для таких детей нужно открывать логопедические группы, возможно, что со следующего года это удастся сделать.

Пока же в городе работают три группы, которые занимаются коррекционной педагогикой. В каждой из них обучаются всего по десять – двенадцать человек.

– Группы маленькие, — продолжает Елена Владимировна, – потому развитием детей практически индивидуально занимаются подготовленные воспитатели и сразу несколько специалистов: дефектолог, логопед, психолог. Эти же специалисты должны быть в каждой школе, чтобы продолжать работу после детского сада. На сегодня в образовательных учреждениях не достаточно ставок и специалистов не хватает. Инклюзивное образование (совместное обучение детей с нарушениями в развитии и здоровых сверстников – ред.) – это замечательно, кто же спорит, но необходимо создать определенные условия для того чтобы этот процесс был качественным. Нужно учитывать, что задержка задержке – рознь. Есть более легкие нарушения, и тогда дети быстро выравниваются и идут вровень с остальными, а есть тяжелые задержки, когда ребенку требуется совершенно иной подход в обучении. Для таких детей, возможно, более полезно обучение в коррекционном классе.

Быть родителем – огромный труд

– Что делать? Работать, и прежде всего в семье, – считает педагог-дефектолог детского объединения « Березка» Валентина Яккола. – Это каждодневный тяжелый труд родителей. Но мы всегда придем на помощь, мы постоянно разговариваем с родителями, даем им задания на дом, приглашаем на совместные занятия. И были случаи, когда мы сами не верили, думали, ребенок никак не пойдет. А родители тратили на него уйму времени, вкладывали все силы и душу, и сейчас у этого ребенка все хорошо. Да, наши дети звёзд с неба не хватают, но они могут закончить неплохо школу, поступить в учебные заведения и получить профессию. А есть родители, которые забирая ребенка, спрашивают только: «Ну, что ты сегодня кушал?» Мы не получаем от них помощи и результат нашей работы в таком случае оставляет желать лучшего.

В этом году Валентина Васильевна выпускает из своей группы 12 детей. Она придерживается того мнения, что им на первом этапе не помешал бы коррекционный класс. Но на вопрос, сколько детей из группы смогут адаптироваться в обычной школе, она уверенно отвечает – девять. Неплохой результат.

– Разве для трех человек можно создать специальный класс? – спрашиваю я.

– Пожалуй, нет, – соглашается воспитатель.

Дайте шанс

– Это очень дорогое удовольствие, – говорит Лариса Дмитриевна Молчанова, директор школы №2 имени Пушкина. – В среднем на троих таких детей в коррекционном классе нужно затратить столько же денег, сколько на класс в количестве двадцати пяти человек. У нас был опыт создания коррекционных классов (норматив — 12 человек), и опыт отрицательный. Мы столкнулись с тем, что дети делятся на тех, кто действительно имел задержку в развитии и детей с погрешностями в воспитании. Город небольшой, все на виду и коррекционный класс нередко в детской среде называют классом дураков. Зачем это клеймо? Я категорически против!

– Мозг и психика человека – terra incognita, – уверена Лариса Дмитриевна. – Кто мы такие, чтобы искусственно ограничивать жизненные возможности и лишать ребенка шанса быть таким, как другие? В общем классе у него такой шанс есть. И я убеждена, что задержка психического развития – это недостаточная любовь к ребенку.

Наша справка:

С 1997 года в школе №2 имени Пушкина успешно реализуется адаптированная программа для детей-инвалидов и/или для детей с заболеваниями центральной нервной системы. Сегодня таких детей в школе одиннадцать. 23 ребёнка с ограниченными возможностями обучаются индивидуально, семь – дистанционно. Все дети интегрированы в школьную жизнь, шесть проходят инклюзивное обучение.

Вместо послесловия

Новый закон об образовании предлагает интегрировать, то есть вовлекать ребенка с задержкой развития в общеобразовательный процесс наравне со всеми, но также и не отменяет возможность обучения детей в специальных группах и классах при общеобразовательных учреждениях.

Однако, помимо интеграции, у таких детей должно быть и дефектологическое, психологическое и логопедическое сопровождение в школе. На каждого отстающего ученика должна быть разработана индивидуальная коррекционная программа. Педагогу, который работает с классом, на занятия с таким учеником должны быть выделены дополнительные часы…

Все это в идеале. Педагоги и специалисты уверяют, что они работают в этом направлении и будут стараться, чтобы закон и действительность были не слишком далеки друг от друга. И рассчитывают не только на свои силы, но и на помощь родителей. Без неё – никак.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Анна Токарева

Обозреватель объединенной редакции "64 параллель". Работала тележурналистом канала "Сампо ТВ" (Петрозаводск). Создатель и неизменный автор цикла программ "Карелия.Точка". Дипломант фестиваля "Северный характер" (Мурманск, 2012 г.), финалист конкурса "ТЭФИ-Регион" (2012 г.), победитель профессионального конкурса "СЕЗАМ" (2013)

Недавние новости

Письмо из мая 45-го

В моих руках – пожелтевший треугольник письма. На нём стоит дата – 9 мая 1945…

4 часа назад

Подростки, коллективно избившие прохожего, предстанут перед судом

Несовершеннолетние обвиняются в групповом преступлении, которое они совершили в феврале возле торгового центра, напав на…

5 часов назад

Бег как образ жизни

Костомукшанин Максим Шатов стал победителем «Петрозаводского марафона - 2024» в категории «40+». Забег состоялся в…

6 часов назад

В Роспотребнадзоре предупредили о проснувшихся клещах

С начала эпидсезона в медицинские учреждения Карелии обратились семь человек, из них двое детей.

7 часов назад

В России появится День математика

Новый профессиональный праздник будет отмечаться зимой. Закрепить его в календаре распорядился председатель правительства Михаил Мишустин.

9 часов назад

На пути к победе

Костомукшанин Роман Богданов вышел в полуфинал первенства России среди юниоров по боксу 2024 года.

10 часов назад