Проблемы коммуникации

Судя по всему, наши чиновники и разные другие ответственные товарищи совершенно разучились общаться с народом. Нет, наверное, один на один, или в небольшой аудитории, им удается найти общий язык с людьми. Но когда нужно что-то объяснить большой толпе, которая, к тому же, изначально настроена не слишком дружелюбно, происходит сбой… Впрочем, народ от этих самых чиновников тоже недалеко ушел: слушать и слышать многие так и не научились.

Все это можно было в полной мере наблюдать в минувший четверг в актовом зале школы №2. Поводом для собрания послужили квитанции по оплате за тепло, полученные горожанами в марте и апреле. Причем конкретными горожанами: собственниками квартир по Горняков 4,6 и 8, а также по Антикайнена 29 и 31.

Делать подробный отчет о почти двухчасовой встрече, временами перераставшей в митинг, а то и откровенный базар, бесполезно. Попробую остановиться на ключевых ее моментах. И для начала поясню, что я имел в виду, говоря о том, что начальники не умеют общаться с людьми, равно как и люди – с начальниками.

собрание по теплу (1)

Прозвучал вполне себе конкретный вопрос: «В квитанции за январь, полученной в феврале, черным по белому было написано, что с февраля начисление платы за отопление начнется по фактическому потреблению, исходя из показания общедомового счетчика. На каком основании уже в следующей квитанции мне сообщают, что в апреле и мае будет произведено доначисление платы за январь?»

Ответ, как мне представляется, должен был быть четким и кратким, почти как тосты генерала из «Особенностей национальной охоты». Ну хотя бы такой:

Начисление платы за отопление по показаниям приборов учета в вашем доме началось с января. Но, поскольку январь был очень морозным, было принято решение за первый месяц года в квитанциях указать сумму по-старому, то есть по нормативу, а в более теплые месяцы доначислить разницу. Весь вопрос в том, как в ваших квитанциях было сообщено о начале взимания платы по фактическому потреблению. Здесь налицо ошибка тех, кто составлял текст этого сообщения.

Понятно, что такой ответ тоже мало кого обрадовал бы. Но он хотя бы сразу вывел общение в нужное русло. Вместо того чтобы сказать четко и ясно, сначала замглавы администрации Владимир Степанушко, а затем и юрист той же администрации Ольга Петухова углубились в дебри цитат из законов и постановлений правительства России. А их, этих постановлений – море. Естественно, на второй-третьей минуте такого вот повествования зал зашумел. Пошли выкрики с мест, уровень шума начал зашкаливать.

Маленькое отступление. С самого начала было понятно, что обратного перерасчета за тепло никто уже не сделает. Но создалось ощущение, что люди пришли именно затем, чтобы услышать радостную весть: мол, простите, ошиблись, все вернем назад. И, конечно, найти виноватых.

Когда до большинства собравшихся дошло, что плата по факту, а также доначисление за январь, как это ни прискорбно, законны, начался более-менее конструктивный разговор. Обсудить было что. Попробуем разбить на основные темы.

 

Почему отапливаем улицу?

Собравшиеся (а это, напомним, жители домов «русского» фонда) задавали представителю своей управляющей компании – ООО «Жилремстрой» – вполне резонные вопросы.

собрание по теплу (4)

Как так получилось, что в их домах установили и запустили в эксплуатацию общедомовые приборы учета прежде, чем были проведены мероприятия по энергосбережению?

Где автоматика, которая должна регулировать подачу тепла; почему в квартирах жарища, приходится открывать все форточки, отапливать улицу, а потом платить за это?

Почему только в январе-феврале были закрыты вентиляционные решетки подвалов, через которые опять же уходило тепло?

Анатолий Жиленко, которого «Жилремстрой» делегировал на это собрание, имел весьма бледный вид. Он пытался показывать какие-то акты, договоры и прочее, но ни на один вопрос внятно ответить не смог. По поводу автоматики вызвался ответить Георгий Козорезов: и как главный инженер «Теплосетей», и, скорее всего, как человек, имевший в свое время непосредственное отношение к фирме «Теплоком-Альфа», которая обслуживает теплопункты.

Из сказанного Козорезовым можно было сделать вывод, что автоматика установлена еще в августе, все функционирует в штатном режиме. А если и есть проблемы с ее работой, то виноваты сами собственники, отказавшиеся в свое время платить за демонтаж старого оборудования и установку нового. Естественно, этот ответ собравшихся никоим образом не удовлетворил.

 

Где пломбы?

Никто не смог ответить, почему счетчики в одном из домов запущены в эксплуатацию, но при этом не опломбированы. Фотографии приборов учета без малейшего намека на пломбы были предъявлены Владимиру Степанушко и Анатолию Жиленко. Те лишь развели руками.

История с неопломбированными счетчиками выглядит странной. Все, кто имеет отношение к установке и эксплуатации приборов учета, клянутся: пломбы были! Если собственники докажут обратное, то, не исключено, они смогут добиться через суд отмены платы по факту за прошедший период, до тех пор, пока на счетчиках не появятся новые пломбы.

 

Кто и как считает?

Еще одна претензия собственников. Если счетчики были установлены где летом, где осенью, и они уже работали, за это время они «накрутили» немалые гигакалории. Однако в квитанциях, там, где указаны подсчеты расхода тепла, почему-то начальными показаниями приборов учета числится… ноль.

собрание по теплу (3)

Собственники решили, что им включили в расчет все, что приборы успели накрутить с момента установки. Никакие рассказы про компьютер, который сбрасывает предыдущие показания в момент, когда начинается коммерческий учет потребленного тепла, их не убедили. Последовал резонный вопрос: «А что, трудно было пригласить представителя Совета дома, когда счетчики пломбировали и подписывали акты? И вообще, почему все проводилось тихой сапой, почему мы ничего не знали ни про то, что приборы учета устанавливаются, ни про то, что  их вводят в коммерческую эксплуатацию? Может, и не было бы этого взрыва недовольства?»

 

Почему мы ничего не знали?

Это, пожалуй, главный вопрос, который повис в воздухе после того, как в той или иной степени разобрались с остальными. Все уперлось в проблемы коммуникации: людям никто вовремя ничего не объяснил.

В январе на комиссии горсовета по вопросам ЖКХ бурно обсуждался вопрос о том, включать ли в январские квитанции суммы оплаты тепла по факту, или обождать. Решили обождать: выставить счета по нормативу, а разницу «раскидать» на более теплые месяцы. Администрация тогда, к слову, сопротивлялась. Их удалось убедить, поставщиков тепла – уговорить… Я очень хорошо помню, как Анна Бендикова на той комиссии несколько раз обращалась к управляющим компаниям и администрации: доведите информацию до людей, не должно это быть для них как снег на голову! Администрация и управляющие компании сказали: да, конечно, будет сделано!

Как у них это получилось, можно судить по репликам на прошедшей встрече…

Друзья, проинформировать – это не значит отправить на официальный сайт маленькую заметку и пару раз опубликовать что-то столь же маловразумительное, с номерами постановлений правительства и ссылками на законы, в городской газете. Тех, кто читает все это не время от времени, а в системе – от силы процентов 10-15. Понятно, что закон от вас большего и не требует, любой прокурор согласится, что вы в плане информирования сделали все, что полагается. Однако люди – не прокуроры, они не так сильны в законах. Зато сильны своим пониманием, что на них решили наплевать. И им это не нравится.

Можно было составить внятный текст и разместить его на обратной стороне январской квитанции. Можно было напечатать даже отдельную листовочку с разъяснениями на простенькой бумаге, раскидать ее по почтовым ящикам. Обошлось бы это в копейки, нынешний геморрой гораздо дороже. Не подумали. А если подумали, то не захотели, уповая на извечный авось. Что ж, теперь разгребайте…

собрание по теплу (2)

 

И вот результат...

К концу встречи накал её несколько спал. Выговорились, устали. Но к некоему общему знаменателю пришли.

Договорились провести дополнительное обследование теплопунктов. Специалисты должны дать свои рекомендации управляющим компаниям по уменьшению потерь тепла. Те, в свою очередь, предложат собственникам некие мероприятия; вряд ли бесплатные. И уже дальше собственники сами будут принимать решение, что со всем эти делать.

Решили еще раз пересчитать начисленные суммы за февраль и март, поскольку выяснилось, что в расчетах были допущены ошибки.

Ну и, само собой, прописано это в регламентах или нет, чиновникам пришлось согласиться, что у членов советов домов есть полное право присутствовать при снятии показаний с приборов учета тепла.

Сказать, что люди ушли из зала второй школы довольными, было бы неправдой. Но, в любом случае, собрание точно не стало бесполезным. Власть и управленцы от ЖКХ спустились с небес на землю, встретились лицом к лицу с теми, для кого работают и… удивились. Надо же, оказывается, люди еще могут чего-то потребовать, а не просто попросить! И чиновникам пришлось на ходу переучиваться, пытаться давать ответы на те вопросы, которые им задают. Хороший опыт, полезный для всех. Только вот, повторюсь, вопросов этих вполне можно было избежать. И собрания, скорее всего, не случилось бы. Если бы… Если бы изначально все было сделано по уму.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проверка орфографии на сайте.

3 комм.

  • Галина 26 / 04 / 2016 Reply

    Очень приятно читать , что люди не молчат , а требуют и отстаивают свои права. У нашего дома управляющая компания «Инкод» , директор Кетов С. В. , никто также не удосужился сообщить жильцам о новой системе оплаты отопления в квартирах, придти поговорить с жильцами, что вы , не царское это дело. Это люди которым мы доверили управление нашими домами, из своего кармана оплачиваем их работу, а что получаем , пренебрежительное отношение . Так же никто не обследовал дом на предмет потери тепла , совет дома ничего не подписывал . В данное время ,также идет перетоп . По правилам , должны быть установлены термометры , отопление должно соотноситься с уличной температурой, как в финских домах , но к сожалению этого нет, вот и отапливаем улицу. Очень хотелось бы знать , кто должен контролировать работу управляющих компаний, когда последний раз проверялась бухгалтерия компаний , расход наших денег. Никого не хочу обидеть , но правило доверяй и проверяй , не отменялось.

  • Пенсионер - 90. 27 / 04 / 2016 Reply

    Человечество , как приручило огонь, так с тех пор отапливает улицу. Теплота может самопроизвольно переходить от нагретого тела с более высокой температурой к менее нагретому. Горячие батареи могут нагреть воздух в квартире, а тёплый воздух квартиры батарею не нагреет никогда.

  • Валентина 11 / 05 / 2016 Reply

    Я была на этом собрании, это я предлагала занести в протокол два пункта: до 1-го мая довести до собственников стоимость работ по установке приборов учета тепла и предлагаемые условия оплаты этих расходов, и в квитанции за апрель указать полный расчет теплоэнергии за январь, чтобы понимать что уже оплачено, а что еще предстоит оплатить...Увы... все как обычно: собака лает, караван идет... В квитанциях за апрель молча добавили еще 30,533 Гкал, а полного расчета как не было, так и нет...и о цене работ по приборам учета никто не удосужился нам рассказать...

    И еще небольшая ремарка: В январе нас очень пожалели и выставили к оплате (у меня) 3753, 93 руб, а вот в марте уже никому не было страшно выставить 7269,35 руб... вот уж действительно пожалели...!!!!

Добавить комментарий

*

code