Скрипачка, мальчик со щенком, розовощёкие дети на санках, петрушки и космонавты, герои эпоса «Калевала» и даже Дед Мороз со Снегурочкой – все эти ёлочные украшения сделаны из ваты умелыми руками Елены Лукьяновой. «64 параллель» встретилась с мастерицей, чтобы больше узнать о её увлечении.
– Елена, как вы начали заниматься ватными игрушками?
– Это было в 2019-м, перед Новым годом. Я решила сделать необычные подарки для близких. На просторах интернета нашла мастер-класс по изготовлению ватных игрушек, решила попробовать, и меня это затянуло, я просто «заболела» этим видом творчества. Сначала делала их только в преддверии праздников. Всё изменилось после того, как я попробовала себя на международном конкурсе History of fashion в 2021 году.
– Расскажите о нём подробнее.
– Конкурс проходит два раза в год. У каждого – своя тема, в тот раз это была «Реклама» – в своей работе надо было что-то прорекламировать. Моя работа называлась «Мама-Карелия», я рекламировала одноимённую фирму, которая делает чай, варенье. Я сделала композицию из бабушки, девушки Айно и мальчика. Они сидят за самоваром, пьют чай. В лауреаты конкурса я тогда не вошла, но это был колоссальный опыт. Я познакомилась с другими мастерами и с организатором конкурса Надеждой Цыгановской, и она дала мне толчок к продвижению своего творчества, подсказала, на что обратить внимание.
– Это был не единственный конкурс, в котором вы приняли участие?
– В тот же год мануфактура ватной игрушки в Москве объявила всероссийский конкурс ватного мастерства по сказкам народов России «Кукольная этнография». Моя работа называлась «Калевала», я делала её по карело-финскому эпосу, вдохновилась девятнадцатой руной – сделала Вяйнямёйнена, старуху Лоухи и Айно. Моя работа прошла во второй тур, и чтобы узнать, попадаю ли я в третий тур, нужно было приехать на церемонию награждения в Москву. Она проходила в торгово-промышленной палате при президенте Российской Федерации, пригласили официальных лиц, дипломы вручала сенатор Ольга Епифанова. Было десять номинаций, в каждой три призовых места. И в одной из номинаций я заняла третье место, мне вручили диплом и кубок.
Мои конкурсные работы – «Мама-Карелия» и «Калевала» – теперь хранятся в Музее ватной игрушки при мануфактуре.
– В чём секрет популярности ватных ёлочных игрушек?
– История ватной игрушки идёт с довоенного времени. Такие игрушки родились в 30-40-е годы двадцатого века, когда нечем было украшать ёлки. Первые ватные игрушки были достаточно неказистые – на проволочный каркас наматывали вату, смачивали клейстером. В качестве лиц для игрушек использовали пресс-опилки, которые раскрашивали. Так же делали Дедов Морозов. Было несколько артелей по производству таких ёлочных игрушек.
Цель мануфактуры ватной игрушки – вернуть традицию. Каждая новая игрушка в единственном экземпляре, они аутентичны. Даже если я захочу сделать повторную, не получится – все работы индивидуальны. Будет другое личико, потому что нарисовать их одинаково невозможно, складочки на одежде лягут не так.
– Насколько ватные игрушки долговечны?
– Несмотря на кажущуюся хрупкость, ватные игрушки достаточно прочные. При правильном хранении им ничего не будет – главное, чтобы не попадала вода.
Несмотря на обилие разнообразных новогодних украшений в магазинах, люди по-прежнему хранят как семейные реликвии старые игрушки. Сейчас у меня на реставрации ватный Дед Мороз 1978 года выпуска. Я могла бы его полностью обновить, но хозяйка фигурки попросила сохранить максимум аутентичности, поэтому я просто залатаю его кафтан, заделаю прорехи, и игрушка снова будет радовать семью. На днях привозили пару ватных игрушек из Вокнаволока, они – настоящее ретро. От времени у них полностью стёрлись личики, но я предложила не менять их на новые, а просто отшкурить краску, загрунтовать и нарисовать новое личико.
– Как делается игрушка?
– В основе – проволочный каркас, на него наматывается вата, потом она окрашивается акриловыми красками. На основу наклеивается личико, делается объём, грунтуется или делается одежка.
– Сколько примерно времени уходит на изготовление одной игрушки?
– В среднем дней пять. Идёт поэтапная просушка, которая требует времени.
– Где вы черпаете вдохновение для образов?
– В основном в ретро-открытках. Помогает насмотренность – увидел у мастера, что-то своё добавил, и уже получилась особая игрушка. Иногда нахожу вдохновение в старых детских фотографиях – такие игрушки быстро уходят, ведь человек покупает не саму игрушку, а эмоции, с ней связанные.
– Ваши игрушки похожи на вас…
– Да, мне все об этом говорят. Так получается не специально. Многие кукольники подтвердят, что игрушки похожи на своих авторов, мам и пап.
– В ноябре вы принимали участие в международной выставке «Бал кукол» в Санкт-Петербурге. Как это было?
– Был мандраж, была подготовка – нужно было заказать ширму, визитки, бирки для игрушек, продумать всё до мелочей и сделать коллекцию. До трёх ночи сидела готовилась.
Сказать, что я довольна выставкой, это ничего не сказать. Это столько эмоций, столько знакомств. Я увидела тех мастеров, с которыми уже была знакома, познакомилась с другими, где-то что-то почерпнула новое по техникам. В дни выставки у меня был день рождения, и организатор «Бала кукол» Светлана Пчельникова подарила мне две авторские книги с автографами. Этот подарок был неожиданным и очень приятным. Когда она дарила его, у меня на глазах стояли слёзы.
Участники выставки позиционируют себя как одну семью. Светлана никогда не позволяет, чтобы были какие-то склоки, осуждения. Мы друг другу помогаем, даём дорогу новичкам.
– Что вам дало участие в выставке?
–Появились подписчики в моей группе, заказы. Я поняла, что к выставкам надо готовиться заранее, делать качественные работы, и важно, чтобы они не были слишком дорогими. На выставке стало понятно, что «заходят» ретро-игрушки. Космонавты, петрушки и скоморохи – озорные, красочные – тоже пользуются спросом. Хорошо уходят ангелы, это уже не ёлочные игрушки, а ватные статуэтки.
– Какие игрушки на вашей новогодней ёлке?
– Каждый год я украшаю её своими ватными игрушками – теми, что остаются. На следующий год идёт обновление.
– Какие у вас планы на будущее?
– Я участвую в разных конкурсах в группах в социальных сетях, это хорошая возможность заявить о себе. На одном из них не писали имя мастера – надо было угадать, кто автор. И восемьдесят процентов узнали, что это моя работа, хотя не было ни логотипа, ни подписи. Так я поняла, что у меня уже выработался свой почерк, что игрушки узнаваемые. Я рада, что пришла к этому, но мне ещё есть, к чему стремиться.
Сейчас мне хочется научиться делать куколок из других материалов. Хочется развиваться в творчестве, не останавливаться. Когда я делаю игрушки, забываю всё плохое. Включаю хороший добрый фильм или атмосферную музыку и не замечаю, сколько времени проходит – так это затягивает. А когда дело приносит удовольствие не только тебе, но и ещё кому-то, это вдохновляет.