Сегодня стартует рубрика, рассказывающая о трудовых династиях комбината: о тех, кто стоял у истоков строительства и запуска нашего градообразующего предприятия; о тех, кто трудился и трудится сейчас на «Карельском окатыше» и тесно связанных с ним предприятиях-партнёрах; о тех, кто своим трудом создаёт благополучие своей семьи, Костомукши и всей Карелии. Это рассказ о тех, для кого Костомукша стала родной, а коллектив комбината – трудовой семьёй.
Открывает рубрику семья Коноваловых-Синицыных, три поколения которых связаны с костомукшским горно-обогатительным комбинатом, начиная с момента его запуска и до сегодняшнего времени. Общий стаж работы династии на комбинате – 118 лет! В семейной «копилке» – 33 награды разного уровня.
Поменял никель на железо
Владимир Николаевич Коновалов, основатель династии, приехал в Костомукшу из маленького городка Заполярный, что в Мурманской области. Там он трудился на Ждановском горно-обогатительном комбинате, специализирующемся на добыче меди и никеля. Решение о переезде он принял сразу – приехал посмотреть на новый город, в котором объявили всесоюзную стройку и куда приглашали рабочих, и уже через три дня, вернувшись домой, объявил: «Всё, мы переезжаем в Костомукшу!»
Шёл ноябрь 1979 года – самое начало разработки карьера и строительства первой очереди комбината. Любое строительство начинается с прокладки дорог, поэтому опытный бульдозерист, имеющий огромный опыт работы именно в дорожной службе, пришёлся как нельзя кстати. И все последующие 16 лет Владимир Николаевич строил дороги в карьере.
О том, насколько хорошо и качественно он их строил, говорят многочисленные награды Владимира Коновалова – только на ГОКе их у него 10, включая почётные знаки «Ударник XI пятилетки» и «Отличник социалистических соревнований чёрной металлургии СССР», а также медаль «Ветеран труда» за многолетний добросовестный труд.
Сын за отца
В 95-м, когда Владимир Николаевич принял решение уйти на заслуженный отдых, за рычаги бульдозера сел его сын Сергей – свой трудовой путь в ЦГТиДМ (цехе горного транспорта и дорожных машин) он начал в той же самой кабине, в буквальном смысле слова сменив отца на рабочем месте.
В Костомукшу Сергей Коновалов приехал в 82-м, сразу после службы в армии. Его первым местом работы на комбинате стало управление железнодорожного транспорта, куда он устроился электриком. Династию дорожников Сергей Владимирович продолжил только спустя 13 лет и работал бульдозеристом до самой смерти – его сердце внезапно остановилось сразу после рабочей смены.
Портреты отца и сына, каждый в своё время, украшали Галерею почёта «Карельского окатыша».
С электричеством на ты
Полностью семья Коноваловых собралась в Костомукше уже в марте 80-го, спустя всего четыре месяца после отъезда главы семьи. На общероссийской стройке в то время жильё давали быстро, чтобы специалисты могли привезти свои семьи и спокойно работать. Вслед за мужем Владимиром Николаевичем, рассчиталась и уехала из Заполярного его супруга Валентина Михайловна и дочь Ирина (Сергей в тот момент ещё служил в Мурманске).
2008 год. Коноваловы — Владимир-Николаевич и Валентина Михайловна, и дети — Ирина и Сергей
Несмотря на молодость, Ирине Коноваловой тогда исполнилось всего 22 года, девушка уже имела профессию и пятилетний стаж работы по специальности обмотчик элементов электрических машин. Но устроиться на работу всё равно было сложно. Однако настойчивости и терпения Ирине Владимировне не занимать: в течение трёх месяцев она ежедневно приходила в отдел кадров комбината – ждала, когда закончится проверка её документов (для тех, кто забыл или не знает, напомню, что в 80-х Костомукша была зоной ограниченного доступа с очень строгими правилами не только трудоустройства, но и просто пребывания на территории города).
1984 год. Ирина Владимировна СиницынаСвой первый рабочий день Ирина Владимировна помнит до сих пор, он выпал на 1 июня 1980 года – её взяли на работу в электроцех (ЭРЦ), был тогда такой на комбинате. Сейчас это предприятие «КЭМП». Коллектив ЭРЦ был преимущественно женским, так что обмотку электродвигателей больших и мощных машин, которыми управляли мужчины, производили нежные женские руки. Главные женские качества – терпение, внимательность и аккуратность – были определяющими в этой профессии. Лично я с трудом представляю себе, что такое электродвигатель, как он выглядит и уж тем более как его ремонтировать, а вот Ирина Владимировна знает о них всё.
Тогда, 30 лет назад, в цехе работали 20 обмотчиц, сейчас их осталось всего две, и после их ухода на пенсию эта профессия в нашем городе исчезнет совсем, поскольку учеников у них нет. Теперь у комбината совершенно другая стратегия – двигатели больше не ремонтируют, их меняют на новые – так проще, быстрее и выгоднее.
За время работы Ирину Владимировну многократно награждали грамотами и благодарственными письмами. Среди них Почётная грамота Министерства промышленности, науки и технологии Российской Федерации за большой личный вклад в развитие металлургической промышленности и многолетний добросовестный труд.
Свою любовь и судьбу Ирина Коновалова встретила в родном цехе – Синицыной она стала в августе 1984 года.
1984 год. Ирина Владимировна и Владимир Михайлович Синицыны
С завода на комбинат
Владимир Михайлович Синицын приехал в Костомукшу в ноябре 1980 года из небольшого рабочего городка Абаза Красноярского края. Говорят, что название городу дало сокращение от слов «Абаканский Завод». Посёлок Абаза возник в 1856 году в связи с разработкой Абаканского железорудного месторождения. Статус города он получил только 110 лет спустя. Руду там добывают в шахте.
О том, что строится новый горно-обогатительный комбинат, Владимир Синицын услышал по телевизору и отправил запрос в Костомукше. Вызов на работу пришёл быстро. Парень долго не раздумывал и круто поменял свою жизнь, приехав из Хакасии в Карелию. Имея «корочки» электрослесаря, Владимир Михайлович попал на участок внешних ремонтов ЭРЦ в карьер. Вот он как раз и менял сгоревшие двигатели экскаваторов, бульдозеров и буровых станков, чтобы отправить их затем на ремонт в электроцех. Уже через год активный молодой рабочий был выбран председателем профкома своего цеха и перешёл работать непосредственно в сам электроцех. Теперь в его обязанности входило обслуживание всего имеющегося в ЭРЦ оборудования.
Там и состоялась та самая судьбоносная встреча с Ириной Коноваловой, которая стала его женой. Ирина и Владимир быстро сблизились на почве общественной деятельности. Оба были активные, неугомонные, не жалели сил и времени, чтобы устроить общий праздник, провести конкурс, вытащить коллег отдыхать на природу или просто организовать поездку за ягодами. В 85-м году у них родилась дочь Светлана, а в 87-м – сын Женя.
1987 год. Семья Синицыных: Владимир Михайлович, Ирина Владимировна, дети Евгений и Светлана
Заслуги Владимира Михайловича в трудовой и общественной жизни 13 раз были отмечены различными наградами, среди них две Почётные грамоты Министерства экономики Российской Федерации и Центрального совета горно-металлургического профсоюза России.
Эх, дороги…
Династию дорожников вслед за дедом и родным дядей продолжил Евгений Синицын. Сейчас он работает мастером дорожного участка ЦГТиДМ рудоуправления.
Решение о том, что он станет горняком, Евгений принял в 11 классе. В 2004 году он по целевому направлению от «Карельского окатыша» поступил в ПетрГУ на физико-технический факультет на отделение открытых горных работ. К слову сказать, в том году таких направлений выдали всего пять, так что Жене пришлось выдержать весьма приличный конкурс из желающих. На вопрос о том, что его подвигло выбрать профессию горного инженера, Евгений ответил так:
– Сколько себя помню, на всех семейных посиделках у нас всегда обсуждали работу – делились планами, проблемами, сообща решали, как лучше поступить в той или иной ситуации. Дед брал меня с собой на работу, вместе с родителями я всегда ходил на все их цеховые мероприятия. Так что к окончанию школы я твёрдо знал, что хочу и буду работать на комбинате.
Только вот в 2009 году, когда молодой специалист пришёл в отдел кадров с новеньким дипломом, оказалось, что горные инженеры на предприятии были не нужны. Зато были нужны машинисты насосных установок на участке водоотлива рудоуправления. Вот туда Женя и пошёл работать.
– Я начал свою карьеру с самой нижней точки карьера, – смеётся Евгений. – А через полгода, в ноябре 2009-го, перешёл в дорожную службу рудоуправления. И надо ж было такому случиться, что в тот же месяц, когда я пришёл на работу, умер мой дядя, который работал там же, на дорожном участке. Вот так и получилось, что три поколения моей семьи работали в карьере на строительстве дорог, и каждый следующий заменял предыдущего на его рабочем месте. Правда, я не сел за рычаги бульдозера. У меня другие задачи – определить бульдозеру и другой дорожной технике фронт работ. И хотя горное образование было основным требованием при моём трудоустройстве, и оно мне очень пригодилось в работе, всё же тонкостям профессии дорожного мастера меня научили мои наставники: Сергей Викторович Ходак, Игорь Николаевич Августёнок и Александр Борисович Матвеев. Я им за это очень благодарен. Университет – это общее понятие обо всём понемногу, а наставники научили меня конкретным узкоспециализированным вещам, необходимым именно в строительстве дорог. Только с их помощью я состоялся как специалист-дорожник.
У каждого – свой путь, но все мы идём по одной большой двускатной дороге и в одном направлении…
Девиз Евгения Синицына
О том, насколько хорошо Евгений Синицын усвоил уроки своих наставников, и каков общий уровень дорог в карьере, свидетельствует Почётное звание «Лучший работник «Карельского окатыша», которое было присвоено Евгению в 2012 году.
Впереди у Евгения Синицына грандиозные планы – в июле этого года дорожная служба комбината приступит к реализации масштабного проекта по реконструкции трассы Костомукша-Войница через Вокнаволок, которая будет проходить вдоль Западного карьера. Эта дорога откроет возможность для разработки нового карьера Корпангского месторождения. Открытие Восточного карьера запланировано на 2022 год.
фото Сергея НИКОЛИНА и из семейного архива СИНИЦЫНЫХ