Большегрузы – это судьба

Мы продолжаем рубрику, рассказывающую о трудовых династиях комбината: о тех, кто стоял у истоков строительства и запуска нашего градообразующего предприятия; о тех, кто трудился и трудится сейчас на «Карельском окатыше» и тесно связанных с ним предприятиях-партнёрах; о тех, кто своей работой создаёт благополучие семьи, Костомукши и всей Карелии. Это рассказ о тех, для кого Костомукша стала родной, а коллектив комбината – семьёй.

От отца к сыновьям, от сыновей к внукам передается в семье Петровых славная рабочая профессия – водитель. И все они связали свою жизнь с градообразующим предприятием – «Карельским окатышем».

 

У Петровых все мужчины крутят или крутили «баранку». Старшие обучали младших, передавали секреты мастерства. Всего в этой семье шесть водителей. Основатель династии Николай Васильевич приехал в Костомукшу по вызову, как это полагалось, с криворожского СевГОКа в 1979 году. Сыновья Владимир и Игорь после службы в армии также переехали жить и работать в город горняков. Когда подросли внуки Петровых, они выбрали себе профессию деда и отцов.

 

Женить сына

В цехе технологического автотранспорта (ЦТА) Николай Васильевич работал вместе с Дмитрием Федоровичем Остапенко, который приехал из Десногорска, со Смоленской атомной электростанции. Дмитрий Федорович, как профессиональный водитель, ездил по многочисленным стройкам Советского Союза. И с радостью согласился принять участие в строительстве нового ГОКа в Карелии.

Петровы ждали с армии старшего сына, а у Остапенко в родном Казахстане осталась дочь Ольга. Там она работала диспетчером городского электротранспорта в трамвайно-троллейбусном парке, но мечтала приехать в Костомукшу, ждала официального вызова. Заочно родители сосватали детей, конечно не «по-настоящему» – в шутку. Но когда в 1980 году молодые люди встретились, то действительно понравились друг другу.

– Тогда молодежи было немного, – рассказывает Ольга Дмитриевна. – Да и вообще людей, практически все друг друга знали в лицо. Нам с Володей предлагали сыграть комсомольскую свадьбу, чтобы все напоказ было, но мы отказались. Свадьба была обыкновенная, семейная.

 

 

Владимир Николаевич работал водителем в одном экипаже с отцом, а его молодая жена – диспетчером. Когда в семье появился ребенок (сын Евгений), пришлось работать в разные смены, чтобы «перехватывать» сынишку. Ольга Дмитриевна Карпова до сих пор трудится на комбинате в той же самой должности. Сколько названий поменялось, начальников, переезжал цех, сколько воды утекло…

 

Старший внук

Маленький Женя с детства мечтал быть шофером, но осознанно принял это решение после школы, когда решил получить в местном училище профессию водителя-механика. Однако из-за проблем со зрением пришлось учиться на автоэлектрика. Помогла стать водителем… армия! Новобранца-электрика направили на водительские курсы, и полтора года Евгений управлял военной техникой на космодроме в Плесецке, чем очень гордилась вся семья.

 

 

После армии, в 2002-м, старший внук Петровых старался устроиться на ГОК, а в те времена это было не так-то легко. Спасли «корочки» электрика, парня взяли в цех пассажирского автотранспорта (ЦПА), а в 2004 году – в ЦТА. Здесь он работал бок о бок с отцом, на одной машине в экипаже, как когда-то его отец и дед. Довелось ему управлять и «малышами» БелАЗами, и 120-тонным Катерпилларом, а сейчас Евгений водит 200-тонный самосвал.

 

Кто управляет, а кто и ремонтирует

В одну смену с племянником, только в обслуживающей организации «Цеппелин Русланд», работает Игорь Николаевич Петров. Он устроился на комбинат к отцу сразу после школы, автослесарем по ремонту топливной аппаратуры. После армии, в январе 1982 года, работал водителем водовозной машины. В апреле того же года, когда хозяйственную колонну выводили из состава ЦТА, решил остаться в цеху слесарем по ремонту горной техники. Благодаря отцу такой опыт у Игоря Николаевича был. Это теперь водители не занимаются ремонтом своих машин, а раньше, если что-то случится на линии, в своих же интересах починить машину быстро и, главное, качественно. На большой ремонт собирались всем экипажем, вот где была передача опыта и взаимовыручка!

 

 

В 2005 году портрет Игоря Петрова был занесен на Галерею почета «Карельского окатыша», на то же самое место, где был когда-то портрет его отца, Николая Васильевича. И сегодня Игорь Николаевич работает автомехаником. При надобности он готов дать совет и сыну, и племянникам.

 

Не ищи счастье далеко

Продолжил династию водителей Петровых сын Игоря, Дмитрий.

– В детстве отцы брали нас с братьями на работу. Мы бывали и в ремзоне, и в карьере, – рассказывает он. – Дух захватывало от размеров колес, габаритов техники, громкого звука двигателя, от поездок в кабине БелАЗа с дядей Вовой.

Но отправился учиться выпускник школы Дмитрий в Петрозаводск на заочное отделение юридического факультета. После службы в армии он продолжил жить и учится в столице республики. В Костомукшу вернулся со своей супругой Дарьей, которую по распределению направили в родную Костомукшу, где она получила место учителя английского языка в гимназии.

 

 

Переехав обратно, Дмитрий сразу начал искать работу. Близкие подсказали, что идет набор водителей в ООО «Корпанга», благо водительское удостоверение на категории В и С он получил еще в школе, в УПК (учебно-производственный комбинат, если кто-то не помнит). Через неделю после собеседования парня пригласили на работу. Поначалу было трудно – 12-ти часовой рабочий день, смены. Но семейная закалка, дружный коллектив сделали свое дело.

 

 

Два года Дмитрий работал на 50-тонном автосамосвале. Затем прошел обучение на курсах водителя на вывозке горной массы на большегрузных машинах. Спустя несколько месяцев перешел в колону технологического автотранспорта. В устройстве самосвала помог разобраться отец, ведь у него за плечами огромный опыт по обслуживанию этих машин. Игорь Николаевич всегда готов прийти на помощь и сыну и племянникам.

Там же, в ЦТА работает с 2014 года сын дочери Николая Васильевича Петрова, внук Алексей Ольхов. Профессию водителя он любит и уважает с детства.

 

 

Сразу после армии он устроился в ТТС (ТехТрансСервис), где занимался ремонтом техники, затем два года жил в Норвегии. Но вернулся в родной город, на родное предприятие водителем автосамосвала. Как и все Петровы, Алексей гордится славной трудовой династией своей семьи. А гордиться есть чем – на всех вместе у них 70 лет только водительского стажа работы на «Карельском окатыше». Вся же семья отработала на комбинате 155 лет.

К сожалению, Владимир Петров умер в 2012 году, а основатель династии Николай Васильевич – в 2014. Им на смену встала молодежь семьи, следующее поколение Петровых.

 Фото Сергея НИКОЛИНА

и из семейного архива Петровых, Остапенко, О.Д. Карповой

Оцените статью
64 параллель онлайн