Дорога до Костомукши

Эта рубрика посвящена трудовым семьям комбината: тем, кто стоял у истоков строительства и запуска нашего градообразующего предприятия; тем, кто трудился и трудится сейчас на «Карельском окатыше» и тесно связанных с ним предприятиях-партнёрах; тем, кто своим трудом создаёт благополучие своей семьи, Костомукши и всей Карелии. Это рассказ о тех, для кого Костомукша стала родной, а коллектив комбината – трудовой семьёй.

 

В семье Ширшовых семеро детей, трое из них – работники комбината. А вообще с «Карельским окатышем» связаны три поколения этой семьи.

 

Судьба моя – дороги

Глава семьи Николай Андреевич Ширшов приехал на всесоюзную стройку в 1978 году. По профессии он водитель автобуса, но чтобы начать ездить, сначала надо было построить дорогу, по которой сможет проехать автобус, и Николай Андреевич не только возил строителей, но и сам строил дорогу Ледмозеро-Костомукша. Это была уже не первая дорога, которую он строил, и его опыт и знания здесь очень пригодились.

 

За высокие производственные показатели и активное участие в строительстве дороги Ленинград-Мурманск в 1970 году Николай Андреевич Ширшов был награждён орденом «Знак Почёта».

 

После завершения строительства автобазу, в которой он работал, перевели под Ленинград, строить новую дорогу. Но Ширшов не захотел уезжать из Карелии. Николай Андреевич переехал из Беломорска в Костомукшу, будучи уже опытным водителем, ему было 42 года. В автотранспортном цехе (АТЦ) Николай Ширшов проработал до 1996 года. Сейчас его уже нет в живых, он умер в 2014 году в возрасте 77 лет.

 

Вера Ивановна Ширшова с детьми приехала в Костомукшу вслед за мужем в 1980 году. До самой пенсии она работала контролёром в кинозале. На заслуженный отдых Вера Ивановна вышла в 1987 году. Она прожила 63 года, умерла в 2001 году.

 

 

За воспитание семерых детей Вера Ивановна Ширшова награждена орденом «Материнская слава» и двумя медалями «Материнства» 1 и 2 степени.

 

 

В любое время дня и ночи

Сергей Ширшов выбрал профессию по примеру отца и в 1982 году устроился на ГОК водителем. Он водитель-универсал, у него есть права всех категорий, так что в случае необходимости Сергей садился за руль любой машины, включая автобус и большегрузный самосвал. Но большую часть времени до 2015 года Ширшов проработал на легковом автомобиле в производственном отделе комбината. Его задача заключалась в том, чтобы в любое время дня и ночи доставить необходимых специалистов на рабочее место в случае аварии или поломки оборудования, а это значит, что его машина всегда обязана быть на ходу.

– Пока ездил на УАЗике, я из-под него не вылезал, – вспоминает Сергей Николаевич, – он ломался каждую неделю. В 2013 я пересел на «Форд» и два года отъездил без поломок. А насколько изменилась культура производства и безопасность! Если 20-30 лет назад, мне нужно было не просто привезти дежурного слесаря, а ещё найти трезвого слесаря, который сможет работать, и для этого пройтись по адресам и найти нужного человека, то в последние годы всё поменялось кардинально. На дежурстве все абсолютно трезвые, даже если в это время находятся дома, а не на работе. У всех есть мобильные телефоны, созвонился с нужным человеком и приехал за ним без проблем.

 

 

 

Интерес важнее денег

Мы все привыкли к тому, что люди, в первую очередь, стремятся найти наиболее «денежную» профессию и стараются перейти туда, где больше платят. А вот Сергей Ширшов рассуждал совсем иначе. Для него в приоритете был интерес. Ему несколько раз предлагали перейти на работу в карьер на большегрузы, он ведь универсал, такие везде нужны, да и зарплата там выше, но он не соглашался.

– Мне скучно всю смену ездить по одному и тому же маршруту, – объяснил своё решение Сергей Николаевич. – Я за 12 часов куда только не смотаюсь: и в город, и по всей промплощадке, а самосвал всё это время ездит только от экскаватора до отвала и обратно. Тоска, не интересно. Я любил свою беспокойную работу в производственном отделе, которой посвятил 18 лет. А вообще, я 33 года проработал в одном цеху, когда увольнялся, это был УАТ (управление автотранспорта).

 

Главное – семья

Елена Ширшова приехала в Костомукшу в 1983 году. Здесь встретила своего будущего мужа Сергея.

Специальность обогатителя широкого профиля Елена приобрела в Костомукшском профессионально-техническом училище в 1984 году и сразу устроилась на работу на фабрику машинистом конвейера. На ГОКе Елена проработала недолго. В семье родился ребёнок, и когда подошло время выходить на работу, а в яслях не оказалось свободных мест, то Елена Владимировна приняла решение о том, что ей важнее быть рядом с сыном, и пошла работать нянечкой в детский сад. Затем было много других рабочих мест.

Возвращение на «Карельский окатыш» состоялось в 2006 году. До 2008 года Елена Ширшова работала на ДОФе (дробильно-обогатительной фабрике) машинистом конвейера. Оттуда же ушла на заслуженный отдых.

– Моё самое сильное впечатление от работы относится к 84 году, – вспоминает Елена Владимировна. – Новенькие фабричные корпуса, кругом чистота – конвейера блестели! Вы можете себе сейчас представить блестящий конвейер и абсолютно чистый пол? Вряд ли. А я это видела и запомнила. Смены у нас были тогда большие, все друг другу помогали, работа была в радость. Но вообще, я хочу сказать девчонкам, что сейчас машинист конвейера – это тяжёлая мужская работа и не надо стремиться туда попасть, выбирайте себе женские профессии.

 

Слесарь – профессия женская

Ирина Анисимова, в девичестве Ширшова, 36 лет работает слесарем контрольно-измерительных приборов в ЦТАиМ (цех технологической автоматики и метрологии). 17-летней девчонкой пришла она в 1981 году в ЦЛАМ (центральную лабораторию автоматизации и метрологии) и с тех пор верна своей профессии.

– Я только-только окончила школу и не знала куда поступать, какую профессию выбрать, – говорит Ирина Николаевна. – В лабораторию меня привёл отец и сказал: «Здесь набирают рабочих. Попробуй. Понравится – останешься, не понравится – уйдёшь». Мне показали лабораторию, она меня впечатлила. Нас, девчонок, было много. Учили нас прямо на рабочем месте. Поначалу я стеснялась слова «слесарь», а потом привыкла. Мы ищем неполадки в автоматических приборах и проводим диагностику отремонтированных блоков. Мне моя работа очень нравится, и менять я её не хочу.

 

 

 

 

Вслед за дедом

Сын Ирины Анисимовой Станислав – это третье поколение семьи Ширшовых-Анисимовых, которое трудится на комбинате. Сейчас Станислав работает в ЦТА водителем 50-тонного БелАЗа (который работники цеха между собой называют «малышом») и спецтехники (поливалок, посыпалок, водовозок и т.п.).

А начинал он свою профессиональную деятельность сварщиком. Профессию сварщика Станислав Анисимов получил в профтехучилище в 2006 году. Там же попутно приобрёл «корочки» электрика и сдал на права категории «В» и «С». Его первым местом работы в 2008 году, после службы в армии, стал «Теком». Проводя ремонты оборудования, Станислав побывал во всех цехах комбината, что называется своими руками пощупал всю технологическую цепочку. И всё бы хорошо – и работа нравится, и всё получается, но зарплата маловата. В «Корпанге» платили больше, поэтому перешёл туда водителем самосвала, а с 2012 года – перевели в ЦТА.

 

 

В первых рядах

Валентина Анисимова, супруга Станислава, 11 лет трудится контролёром продукции обогащения в ЦТКиЛИ (цех технического контроля и лабораторных исследований). На комбинат пришла сразу после училища, где в 2006 году получила профессию обогатителя полезных ископаемых. Биография Валентины отмечена сразу несколькими знаковыми событиями.

В 2004 году, когда Валя окончила 11 класс, завершила свою работу школа № 6. Их выпуск стал последним. Сейчас в этом здании располагается множество других важных и нужных учреждений, но с этого года школ в нашем городе стало на одну меньше.

А в 2005 году Костомукшское профтехучилище впервые после 20-летнего перерыва набрало группу по профессии обогатитель полезных ископаемых, и Валя была среди первых студентов. Обучение длилось один год, но уже на практике, которая проходила в ЦТКиЛИ, Валентине предложили работу и ждали, когда она завершит обучение.

 

 

 

И снова обогатитель

И вот спустя 11 лет, в 2016 году, Валентина вновь поступила учиться на ту же самую профессию обогатителя полезных ископаемых в то же самое учебное заведение, но уже с новым статусом и другими перспективами. Во-первых, наше училище поменяло статус на колледж, а, во-вторых, поменялась программа обучения – теперь профессия обогатителя из рабочей стала инженерно-технической, и диплом, по окончании обучения, студенты получат о среднетехническом образовании. Срок обучения, само собой, тоже увеличился до трёх лет.

– У нас первая экспериментальная группа, которую набрали на обучение по новой программе на вечерне-заочную форму обучения, – говорит Валентина Анисимова. – Обучение платное, но желающих очень много – у нас в группе изначально было 55 человек, мы на занятия ходили в два потока. Некоторые думали, что на заочном отделении учиться будет халява, но нет, никто не собирается ставить нам оценки и зачёты за просто так, надо «пахать» и выполнять все задания. Так что к концу года пять человек ушли.

 

Восторг от размеров

Только когда Валя во второй раз пошла учиться, от колледжа им устроили экскурсию на комбинат. Тогда она впервые попала в карьер, увидела фабрику сухой магнитной сепарации, и впервые за всё время работы на комбинате посмотрела, как работает конусная дробилка в корпусе крупного дробления.

– Меня захлёстывают эмоции от увиденного, – делится впечатлениями Валентина. – Я, наконец-то, по-настоящему поняла, где и как работает мой муж. Он мне, конечно, рассказывал о своей работе, но рассказы этого не передают, это надо увидеть самому. Эту огромную мощную технику, эти масштабы! У меня восторг от увиденного. А в этом году мы с трёхлетним сыном Стёпой съездили на выставку горной техники, которую устраивал комбинат в честь празднования Дня металлурга. Это грандиозно и здорово!

 

Семейная профессия

Владимир Николаевич Ширшов больше 20 лет отработал водителем в ЦТА. Водителями были его отец и старший брат, так что это в полном смысле слова семейная профессия.

Ширшов-младший приехал в Костомукшу вместе с мамой в 1980 году. Было ему тогда всего 9 лет. Всю свою юность он слышал от отца и брата только о машинах и дорогах. Так что после школы он без раздумий выбрал училище и профессию шофёра. И даже армейскую службу Владимир провёл за баранкой. После службы, в 1991 году, устроился на работу на комбинат. В 2012 перешёл на работу в КСМУ (Костомукшское строительно-монтажное управление), а в июле 2017  уехал из города.

 

Фото Сергея НИКОЛИНА и из семейного архива семьи Ширшовых и Анисимовых

Оцените статью
64 параллель онлайн