Карельские СИБИРИТЫ

Наша рубрика «Один день из жизни…» позвала корреспондента «64 параллели» на промплощадку «Карельского окатыша», в гости к предприятию «Сибирит-3». Здесь изготавливают компоненты эмульсионного взрывчатого вещества, с помощью которого в карьерах комбината производят взрывы – те самые, чьи отголоски долетают до города.

 

С медведем на борту

 

Когда приезжаешь на «Сибирит-3», тебя встречает… мишка. Резной деревянный красавец стоит прямо у дверей в здание администрации. Почему? Потому что он является символом предприятия и основой эмблемы компании со дня ее основания, с  1990 года. Медведей коллекционирует исполнительный директор предприятия Владимир Владимиров – в его кабинете их больше 10, если считать по головам. Например, на картине, которую Владимир Васильевич привез из московского головного офиса, сидит медведица и четверо медвежат – очень символичное изображение «Нитро Сибири» с «дочками».

 

 

«Нитро Сибирь» – головной офис компании. Дочерние предприятия, кроме Костомукши, находятся в Якутии, на Урале, в Ленинградской области и даже в Финляндии. Наш завод, кроме «Карельского окатыша», отправляет свою продукцию в карьеры Карелии, Мурманской области, в Финляндию и Норвегию. Разрешение на применение ЭВВ (эмульсионного взрывчатого вещества) на территории Евросоюза получено еще в 2007 году, проведена сертификация на соответствие.

 

По технологической цепочке

 

На заводе меня «закрепили» за технологом «Сибирита-3» Еленой Тарбазановой, она взялась рассказать и показать весь технологический процесс производства.

– Все начинается со склада селитры, рассказывает Елена Эдуардовна. – Сюда приходят вагоны. Железнодорожные пути проложены прямо до завода. Грузчики их разгружают с помощью автоматики.

Мы заходим на склад – тут установлены огромные накопители, из которых селитра по конвейеру попадает в технологию. Компоненты перемещаются в емкость для приготовления окислителя. Это уже другое помещение, здесь полно всяких контейнеров, мегаканистр, связанных между собой трубами и трубками. К каждой емкости, где происходит смешивание компонентов, прикреплены датчики с панелями управления – процессы автоматизированы.

 

 

– Приготовленный окислитель проверяет лаборатория, все параметры. Если где-то что-то не подходит, все можно исправить. Контроль производится на каждом этапе производства, – ведет меня по цеху Елена. – Пока лаборатория не даст отмашку, что все в порядке, сырье не идет в производство.

Наконец мы подходим к лаборатории. Здесь все похоже на обычную кухню – висят кружки, стоит конфорка, миксер, баночки, различные приборы. На стенке закреплены таблицы — как рецепты. Именно по ним лаборант сверяет качество компонентов. Когда очередную кружку с эмульсией приносят на контрольное взвешивание, то «шапку» снимают специальным прибором, похожим на нож – объем должен быть ровный. И данные сразу записывают в специальный журнал. Тут следует уточнить, что «варят» эмульсию определенного состава, в зависимости от того, куда именно она поедет. Теперь, когда ЭВВ готово, его можно отгружать для транспортировки.

 

 

СЗМки и доставщики

 

Развозят «Сибириты» особенные машины – смесительно-зарядные. Такая техника имеет емкость с несколькими резервуарами, в которых содержатся отдельные компоненты ЭВВ. Изготавливается взрывчатка только при заряжании скважины. Эмульсионная матрица и газогенерирующая добавка (ГГД) перемешиваются в процессе зарядки скважины, но взрывчаткой – тем веществом, которое порождает взрыв — становятся лишь через некоторое время.

 

 

Итак, «Сибирит 1200» закачали в СЗМ, в лаборатории водители получили сопроводительные документы, сообщили по рации о готовности и поехали в карьер. В каждой машине, будь то БелАЗ (в основном, они заряжают карьеры «Карельского окатыша»), SСANIA или MAN, находятся по два водителя – один за рулем, другой заряжает скважину. Точнее, это даже не водители, а операторы смесительно-зарядной машины. Чтобы сесть за ее руль, необходимо пройти специальное обучение – ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов). Каждые два года обучение и аттестацию необходимо проходить заново.

Есть на «Сибирит-3» еще один вид техники – это доставщики. В их емкостях также находятся компоненты взрывчатки, но нет оборудования для зарядки скважин; зато имеются специальные насосы для их перекачки. Они привозят свой груз для СЗМок, если того объема, который имеется, не достаточно. Доставщики едут на дальние расстояния, чтобы дозаправить коллег. Они могут привезти до 20 тонн компонентов.

 

 

Хорошо «подкованы» здесь не только сотрудники, но и сама техника. Согласно международным правилам, на каждой машине установлено специальное оборудование, которое следит за шофером – сколько он находится за рулем, отдыхает ли в дороге, каков расход топлива. Механик благодаря системе ГЛОНАСС точно знает где, собственно, находится сейчас тот или иной автомобиль.

 

 

Зарядка на блоке

 

Вместе с технологом Еленой мы отправляемся в карьер Центральный, чтобы провести замеры по «Сибириту» уже на месте. Технолог берет с собой мини-лабораторию, она умещается в кофре размером с небольшую дорожную сумку. Минут 10 по широким дорогам карьера – и мы на месте.

– Это нам повезло, что едем в Центральный, могли бы и на Корпангу послать, – подбадривают меня сибиритовцы. Да уж, это минут сорок в одну только сторону!

 

 

В карьере мне уже доводилось бывать, но каждый раз поражает его масштабность. В этот приезд мне особенно повезло – из одной точки удалось увидеть все основные технологические процессы рудника: на верхнем переделе работал СБШ (буровой станок), бурил скважины. На нашем блоке происходила их зарядка. Тут же подъехала бригада маркшейдеров, производили съемку местности. Внизу работал экскаватор, самосвалы вывозили взорванную горную массу.

 

Сотрудничество в общих интересах

Мы приехали на блок, который заряжают «наши» СЗМки. В пробуренные ранее скважины оператор закачивает строго определенное количество «Сибирита». План по заправке согласовывается с «Карельским окатышем», с буровиками и техническим отделом. Глубина скважин, количество, а также плотность взрывчатки – это параметры определяющие качество взрывов. Как взорвется блок – на мелкие или большие куски породы – теперь можно прогнозировать.

 

 

«Сибирит» можно смешать в разных пропорциях, его состав варьируется в зависимости от запроса потребителя. Сейчас в одну скважину можно зарядить состав с разной плотностью, этот совместный проект «Карельского окатыша» и завода показал очень хорошие результаты для обеих сторон.

У состава, который едет в удаленные регионы, своя рецептура, у состава для подземного заряжания – своя.

 

И грянет гром

Что является конечным итогом работы сибиритовцев? Конечно, качественный взрыв. Вот так взрывается заряженный блок.

Оцените статью
64 параллель онлайн