Ученики преподавателя фортепиано Светланы Терениной регулярно становятся лауреатами всевозможных конкурсов. Преподаватель рассказала «64 параллели», в чем секрет педагогического успеха и как вдохновить ребенка.
Светлана Авенировна Теренина преподает на фортепианном отделении Детской музыкальной школы имени Геннадия Вавилова более тридцати лет. За эти годы она ни разу не видела ребенка, категорически неспособного к музыке. Конечно, успехов и побед добиваются не все ее ученики. Кто-то бросает занятия в начальных классах. Но научиться играть и петь может каждый, считает преподаватель.
– Если ребенок растет в «музыкальной» семье, слышит музыку с младенчества, подражает звукам, с ним гораздо легче работать. Но «медведь на ухо наступил» – это не диагноз, все можно исправить. Нужно просто потрудиться, – считает Светлана Теренина.
Рассказывая о дипломах своих учеников, она подчеркивает значимость семьи. Поддержка родителей, по мнению педагога, в этом деле необходима.
– Если родителям нужно, чтобы ребенок занимался, дело пойдет. Если мама говорит «хочешь – занимайся, надоело – бросай», то в какой-то момент лень возьмет верх. Где-то нужно похвалить, где-то – заставить. Сейчас у меня пятеро сильных ребят. И за каждым стоят родители, которым важны музыкальные успехи ребенка: им гордятся, его слушают, записи выступлений ставят родным, – объясняет педагог.
У Светланы Авенировны тоже есть свои приемы, помогающие увлечь ученика. Она никогда не заставит работать над произведением, которое юному музыканту не нравится. Много играет для детей сама: музыка, звучащая в исполнении опытного преподавателя, очаровывает, ее хочется исполнить самостоятельно. По той же причине старается, чтобы ученики обязательно выступали на концертах класса и слушали старших ребят.
– А еще мы никогда не играем «голую» музыку. Ведь в произведении отражается и историческая эпоха, и культура страны композитора, и обстановка, в которой оно изначально исполнялось. Поэтому я показываю ребятам картины, рассказываю о тех временах, когда была написана музыка, чем люди жили, как одевались. Это помогает прочувствовать произведение, а так играть гораздо интереснее, – делится она педагогическими секретами.
Конкурсы и фестивали – еще один секретный инструмент опытного педагога. Чтобы подготовиться к мероприятию, приходится много трудиться, оттачивать исполнение. Разумеется, это сказывается на общем уровне мастерства, новый опыт дарит вдохновение. При этом Светлана Авенировна признается, что изначально причина для активного участия в конкурсах была совсем другая.
– Я просто хотела устраивать детям праздники. Мы живем в маленьком городе, ребятам часто хочется сменить обстановку. Поэтому они обожают куда-то выезжать, бывать в других городах. Как я могу это устроить? Подготовить их к участию в выездных мероприятиях! До пандемии мы участвовали только в очных конкурсах, и это всегда было большим событием для детей. Выступить на большой сцене в большом городе – незабываемый опыт! – уверяет преподаватель.
Позже оказалось, что победы одних сказываются на успеваемости всей группы. Когда ребята приезжают с конкурса, веселые, с дипломами лауреатов, когда их все хвалят, то и другим начинает хотеться того же. После каждого конкурса в группе наблюдается всплеск активности.
– В спорте есть такое понятие – «гонка за лидером». Если ты первый, то тебе некуда спешить. А если кто-то быстрее, сильнее, лучше тебя, то его хочется догнать. Так и у нас: есть трудолюбивые ученики, и на них равняются остальные, – объясняет Светлана Теренина.
Однако, сколько ни вдохновляй учеников, а детство порой берет свое: хочется и погулять, и пообщаться, и посидеть в интернете. Преподаватель считает: заставлять детей иногда нужно. Но при этом важно уважительно обращаться с ребенком. Например, сама она никогда не ругает своих учеников:
– Если мне не нравится результат, называю игру «неудачной». Делаю упор на то, что ученик может лучше. Взываю к ответственности, а не доминирую. Когда к ребенку обращаешься как к взрослому, он и демонстрирует «взрослые» качества.
По мнению педагога, занятия музыкой – залог гармоничного и разностороннего развития личности. Музыка – это не просто красивые звуки, но еще и художественный образ, и театральное искусство, и техника, развивающая моторику, и чтение нот. Даже если во взрослой жизни выпускник совсем перестанет играть, многие навыки и знания останутся с ним.
Главными угощениями на Пасху традиционно являются крашеные яйца, куличи и пасха. В Роспотребнадзоре дали рекомендации…
Костомукша вновь принимает участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых…
В преддверии 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне костомукшан приглашают присоединиться ко всероссийской акции.
Приказ был подписан в Минприроды Карелии 26 апреля. В Костомукшском городском округе пожароопасный сезон официально…
В управление транспорта «Карельского окатыша» поступила автоцистерна на шасси КАМАЗ. Благодаря преимуществам новой техники процесс…
Аферисты обзванивают жителей республики и предлагают заменить обязательный полис медицинского страхования на электронный или продлить…