«Это что вообще такое? В сентябре дома отапливали всего неделю, а счет пришел, как будто целый месяц тепло подавали! В соседнем доме – 700 рублей, а у меня – 3900!» Таких звонков в редакцию на прошлой неделе поступило множество. У кого 3900, у кого 2800. Большие суммы, действительно, как будто за целый месяц, причем холодный, а никак не сентябрь. Вчера на пресс-конференции, посвященной отопительному сезону, администрация и МУП «Теплосети» пояснили ситуацию и обещали сделать перерасчет.
Собственно, началось все еще в мае, когда в ряде многоквартирных домов были демонтированы и отправлены на поверку общедомовые приборы учета тепла. По правилам поверка должна длиться два месяца. То есть можно было ожидать, что к началу нового отопительного сезона приборы учета вернутся в теплопункты, будут опломбированы и запущены в эксплуатацию. Однако этого не случилось.
Заметим: из 15 костомукшских МКД, попавших в эту ситуацию, 14 домов обслуживают УК «Жилремстрой» и «Жилсервис», и один дом (ул.Северная,4) — МУП «ЦМР». Есть еще 20 домов, под управлением разных УК, в которых либо в принципе нет приборов учета, по разным причинам, либо они демонтированы давно. Собственники в этих домах тоже получили в квитанциях приличные суммы, но им хотя бы не так обидно: что за теплый сентябрь, что за морозный декабрь или январь они будут платить одинаково.
По закону, если нет прибора учета, начисление платы осуществляется по нормативу, при этом количество реальных дней, когда тепло подавалось в дома, не учитывается, считают как за полный месяц. В итоге большинству костомукшан пришли вполне объяснимые и адекватные счета – от 500 до 1000 рублей, а вот тем, кто остался без приборов учета, не повезло.
– Это абсолютно законно! – сообщила и.о. директора МУП «Теплосети» Ирина Павленко. – Более того, мы не имели права действовать иначе.
– Да, это, конечно, законно. Но нечестно по отношению к людям! – парировали журналисты.
Надо сказать, что и в МУП «Теплосети» и в администрации округа тоже прекрасно понимают: неправильно как-то все. Стали искать выход, и вроде бы нашли. Буквально на днях «Теплосети» получили архивы данных с приборов учета по прошлому году, что позволит пересчитать потребление тепла по среднему, и в дальнейшем сделать перерасчет. Но сделать точный перерасчет не получится, потому что в показаниях – не только отопление, но и подогрев воды для ГВС. Поэтому и перерасчет получится не совсем тот, какого следовало бы ожидать. К примеру, дому по Северной,4 по нормативу было насчитано за сентябрь 98 гигакалорий тепла, после перерасчета останется 48. То есть в два раза. Точнее, всего в два раза, а не в три-четыре, как можно было бы ожидать, что было бы справедливо и честно.
Очевидно, что причиной всей неприятной кутерьмы стала нерасторопность, а то и наплевательское отношение к людям управляющих компаний. Что тут посоветуешь собственникам квартир из домов, попавших в сентябрьскую отопительную «ловушку»? Наверное, можно обращаться в прокуратуру или в суд. Как вариант – задуматься о смене управляющей компании: сейчас в Костомукше их не одна и не две, конкуренция существует, надо этим вопросом только заняться. Или можно и дальше терпеть все это, попадая периодически на немалые деньги, а потом обрывать телефоны администрации, расчетного центра или редакций СМИ.
Жилищное законодательство ныне таково, что никакая администрация не вправе давать указания частным управляющим компаниям, с ними могут разбираться только собственники жилья, непосредственные потребители услуг этих организаций. И все же нынешнего скандала можно было избежать, если бы информация о возможной ситуации появилась до начала отопительного сезона. А для этого необходима четкая координация между ресурсниками, сетевиками, управляющими компаниями и мэрией. И налаживание такой координации — как раз забота администрации.