Материал «Похоронный треугольник», который вышел на нашем сайте «64 параллель онлайн», вызвал множество комментариев. Николай Никифорович Бигун, один из отцов-основателей города, уточняет ряд важных деталей и излагает свою точку зрения на содержание города в целом и кладбища в частности.
«С удивлением и неожиданностью обнаружил в материале «Похоронный треугольник» кучу камней, заброшенных представителем администрации в огород «отцов-основателей» за то, что в свое время при организации кладбища не заглядывали далеко в будущее и просто все делали не по уму. Пока, оставляя в стороне моральную сторону высказанных оценок, хочу вернуться к истории организации кладбища и его нынешнего местоположения.
При строительстве города основным проектным вариантом расположения кладбища была площадка в районе Ледмозерского перекрестка, где сейчас находится автозаправка Роснефти. Ограниченная по площади, с наличием болота и ручья, да и ездить ежедневно на работу на «Карельский окатыш» через кладбище — не очень. Многие такой вариант не поддерживали.
Необходимость в захоронениях хоть и редко, но возникала, в основном по трагическим обстоятельствам, но обходились отправкой тел домой, откуда приехали люди на стройку.
В октябре 1978 года при строительстве дороги на Вокнаволок трагически погиб рабочий и отправлять его на предыдущее место жительства семья не захотела. Что делать? Мне, как руководителю администрации в то время, пришлось оперативно принимать решение. Создали группу из представителей власти, «Карельского окатыша» и лесхоза. Комбинат выделил 5 человек горнорабочих — шурфопроходчиков, инструмент, микроавтобус и мы все в течение 4-5 дней обследовали в окрестностях будущего города все возможные варианты площадок под размещение кладбища с учетом транспортной доступности и перспективного развития.
Среди вариантов были:
- территория за вокзалом (сейчас СНТ). Грунты подходящие, но площадка за железной дорогой. Ручей в озере Контокки, а с него тогда было питьевое водоснабжение;
- в сторону госграницы по левой стороне дороги преобладает заболоченность, далее начиналась территория будущего заповедника, по правой стороне автодороги были неплохие варианты, но за железной дорогой;
- в сторону комбината исследовали территорию напротив нынешнего аэропорта, но там в основном скальные породы;
- в сторону Лувозера автодороги вообще не было, там в 5-8 километрах были более-менее подходящие варианты;
- в сторону нынешнего (бывшего) животноводческого комплекса –скальные выходы, валуны;
- в районе рядом с территорией проектируемой (нынешней) свалки бытовых отходов вариант был по грунтам неплохой, но соседство такого объекта неприемлемо, да и озеро там небольшое;
- из всех исследованных площадок нынешняя, где расположено кладбище, оказалась самая приемлемая, хоть и не идеальная.
Всего было пройдено около 20 шурфов, времени на дальнейшие поиски не оставалось, да и все основные площадки в транспортной доступности были изучены. Как и всегда — все смотрят на начальника, и мне, как председателю исполкома (по нынешнему – главе администрации), пришлось лично принимать решение и определить территорию для размещение кладбища.
Далее началось оформление землеотводного дела и выведение участка из лесфонда.
В 80 годах по заказу «Карельского окатыша» институтом Гипрокоммунпроект была выполнена проектно-сметная документация по строительству типового кладбища с дренажами, мусульманским сектором, аллеей почетных захоронений, ритуальными и хозяйственными помещениями. Документация в процессе приватизации была передана в муниципальную собственность вместе с коммунальным хозяйством.
Этой краткой историей «отцов – основателей», действующих и по уму и заглядывающих далеко в будущее, напоминаю нынешним «детям-последователям», которые почему-то толком не занимаются ни городским коммунальным и дорожным хозяйством, ни тем же кладбищем: около десяти лет назад освобождена от леса площадка для организации нормального кладбища и… тишина. Скоро новый лес там вырастет.
Подозреваю, что забот у руководителей администрации городского округа достаточно и им бы неплохо заняться решением проблем создания благоприятной среды обитания горожан, и не искать виновных среди предшественников во власти, тем более не увлекаться бросанием камней в огород «отцов-основателей».
Николай Никифорович Бигун