На «Карельском окатыше» продолжается строительство комплекса циклично-поточной технологии (ЦПТ). За год специалисты комбината и подрядных организаций провели большой объем работ.
Комплекс ЦПТ в Центральном карьере будет состоять из трех линий: рудной, вскрышной и засоренной руды. Первая дробилка измельчит руду, которую выгрузят самосвалы. Конвейеры поднимут ее на поверхность и транспортируют на накопительный склад. Там штабелеукладчик будет складировать материал для доставки думпкарами на фабрику. Вторая линия – вскрышная. После дробления конвейер повезет пустую породу к отвалообразователю, который отправит вскрышу в отвал. Также рядом с дробилками построят установку сухой магнитной сепарации для выделения руды из засоренной горной массы.
Было…
Год назад в Центральном карьере на месте дробильно-перегрузочного пункта еще не было ни одного объекта. Полным ходом велись горные работы, которые начались еще в 2019 году. За три года для будущих дробилок было взорвано и вывезено 16 миллионов кубометров горной массы, а для отвалообразователя и его конвейера отсыпано шесть миллионов кубометров, для работы штабелеукладчика проведена выторфовка и отсыпка скалой в размере 600 тысяч кубометров. Проведены работы по формированию траншеи для конвейеров рудной и вскрышной линий.
Сложность задачи в том, что траншея длиной 800 метров идет под углом 14 градусов, и не каждая техника сможет там работать. Горные работы в этом месте проводились экскаваторами типа обратная лопата и ЭКГ с объемом ковша 15 кубометров, а кроме обычных большегрузных автосамосвалов применялась спецтехника – шарнирно-сочлененные самосвалы, способные работать в трудных условиях. За это время карьер «Центральный» углубился на 30 метров.
Стало
К лету основной объем горных работ был завершен, и строители генерального подрядчика – компании «Ленмонтаж» – начали сборку дробильно-перегрузочного пункта. Каждая дробилка весит более двух тысяч тонн, их планировали собрать в течение семи месяцев, а пришлось всего за четыре из-за задержки горно-геологических работ. Ускорить процесс удалось за счет предварительной сварки запчастей на складе, которые потом поднимали при помощи крана-исполина грузоподъемностью 350 тонн.
Сегодня рудная дробилка готова на 95 процентов. Уже установлен гидромолот, который при необходимости будет измельчать крупные куски руды, осталось смонтировать второй мост – рампу. Вскрышная дробилка смонтирована наполовину.
Трудностям вопреки
Персонал, который будет обслуживать ЦПТ, уже укомплектован на 95 процентов, большинство обслуживают комплексы сухой магнитной сепарации в карьере. Машинисты отвалообразователя и дробильщики прошли обучение и практику на подобном комплексе ЦПТ в Апатитах.
Сейчас идет процесс укладывания ленты на конвейеры, их общая протяженность -семь километров. Работа сложная, ювелирная, особенно на тех конвейерах, где есть большой уклон. Специалисты разработали индивидуальный конструктив размоточной станции, а так-же конструкции для прочной фиксации ленты. Это позволит избежать риска сползания многотонной массы и повреждения оборудования.
– Параллельно начинаются пуско-наладочные работы. Они усложняется тем, что европейский поставщик оборудования не предоставил программного обеспечения и документацию на наладку оборудования. Чтобы не сорвать срок запуска комплекса ЦПТ, «Карельский окатыш» привлек российские компании. Подключение к электрообъектам и программам осуществляется с нуля, – старший менеджер по проектированию Валерий Меристе.
Полностью комплекс должен быть введен в эксплуатацию в 2023 году.
Ирина КУЗНЕЦОВА