Великое наследие Архиппы Перттунена

, KOTIMUA

Сегодня, 28 февраля, отмечается День карело-финского эпоса «Калевала». Именно в этот день в 1835 году финский поэт и фольклорист Элиас Лённрот, подписав инициалами «E.L.» предисловие к «Калевале», передал рукопись в типографию. Большинство рун эпоса были собраны исследователем на территории Беломорской Карелии, в состав которой входит сейчас Костомукшский городской округ.

Большой вклад в создание эпоса внёс наш земляк – рунопевец Архиппа Перттунен. В 1834 году Элиас Лённрот посетил его в деревне Ладвозеро. Собиратель карело-финского фольклора несколько дней записывал песни, исполняемые Перттуненым. От Архиппы Перттунена было записано более 6000 стихотворных строк – больше, чем от какого-либо другого рунопевца. Кроме того, Лённрот при составлении «Калевалы» использовал не только записанные руны, но и поэтическую манеру, приёмы и логику изложения самобытного рунопевца. Архиппа Перттунен умер предположительно в 1841 году и был похоронен на деревенском кладбище деревни Ладвозеро. Дело отца продолжил его сын Мийхкали Перттунен, памятник которому установлен в Вокнаволоке.  За свое поэтическое мастерство Мийхкали, пробывший слепым большой отрезок своей жизни, был прозван «северным Гомером». Захоронения Архиппы и его сына Мийхкали на острове Калмошуари в Ладвозере отнесены к памятникам истории и культуры на территории Костомукшского городского округа.

– Мне довелось участвовать в захоронении останков Архиппы Перттунена в конце 80-х годов. Их привезли научные сотрудники. Мы поехали в Ладвозеро и совершили захоронение на острове Калмошуари. Я, как председатель сельсовета, подписал акт. Позже узнал, что участвовал в захоронении своего родственника. Моя бабушка, Ирина Ивановна Перттунен, была правнучкой Архиппы Перттунена. На основе изученных останков был создан его портрет, поскольку в мире не было фотографии этого знаменитого рунопевца, сделанной при жизни, – рассказал житель деревни Суднозеро Александр Лесонен.

 

В Костомукше действует Фонд Архиппы Перттунена, учреждённый в 90-е годы прошлого столетия. Участники фонда занимаются сохранением и популяризацией карельской культуры и языка, а также благоустройством округа. В 2018 году на месте бывшего дома рунопевца в Ладвозере была установлена памятная табличка. Она появилась благодаря стараниям потомков древних ладвозерских родов, ныне живущих в Калевале, при поддержке участников Фонда Архиппы Перттунена, общества карельской культуры Viena, «Юминкеко» и местного жителя Игоря Киреева. Умелец из Калевалы сделал памятную доску, на которой начертана фраза на карельском и русском языках: «На этом месте стоял дом известного карельского рунопевца Архиппы Перттунена». В 2018 году на месте бывшей часовни в Ладвозере потомки рода Перттуненых установили поклонный крест. Его освятил иерей Петропавловского храма посёлка Калевала Евгений Коренев. В 2020 году возле вышеупомянутой доски Игорь Киреев построил памятный знак в виде дома. Он представляет собой композицию из камней, собранных на территории деревни из развалин домов рода Перттуненых. Сверху «дома» установлена резная карельская крыша, которую сделал Иван Фомкин, в центре памятника расположена гранитная табличка с датами жизни рунопевца и изображением кантеле.  Сам «дом» стоит на полуторатонной каменной плите. Её Игорь Мстиславович вместе с ещё одним активистом Александром Ренгвистом на нужное место транспортировал с помощью трактора.

Памятная табличка, установленная в 2018 году в Ладвозере

Памятная табличка, установленная в 2018 году в Ладвозере

Мы поинтересовались у Игоря Киреева, уроженца Ленинграда, который приехал в Костомукшу в 1991 году, почему он так «прикипел» к карельской деревне, будучи не связан с ней корнями.

– Я и сам немного северянин с рождения, так как родился в Ленинграде. Кроме него всегда любил Выборг. В детстве успел пожить в Каунасе в Литве. Закончил Ленинградские военные училища: Суворовское и Высшее артиллерийское командное. Служил в Чехословакии, Западной Сибири, был в командировке в Западной Африке. А с марта 1991 года по май 1999-го служил в Костомукшском горвоенкомате. Службу в Костомукше я выбрал сам среди множества других предложений. Я уже имел определённые сведения про эти места, которые меня очень устраивали. С детства знаю и люблю эпос «Калевала», поэтому, когда попал в Костомукшу, наша северо-западная часть Карелии, наследие её деревень стали моей «любовью насовсем»! В Ладвозере у меня дом, мне также нравится и Суднозеро. Я дружу с семьёй Александра Лесонена. Александр помогает мне глубже вникнуть в местную историю. Моя дочь Ольга с супругом Виктором обосновались на хуторе Кормило по моему предложению. Места у нас здесь прекрасные, – ответил Игорь Мстиславович.

14 августа в Ладвозере отмечают праздник деревни – Ягодный спас (Marja-Makovei). До сих пор в этот день сюда приезжают неравнодушные люди, чтобы отметить начало Ягодного спаса и почтить память знаменитого рунопевца Архиппы Перттунена.

Ягодный спас в Ладвозере в 2019 году

Ягодный спас в Ладвозере в 2019 году

Кстати

В 1835—1836 годах «Калевала» вышла в двух книгах маленьким тиражом – 500 экземпляров. Лённрот продолжал работать над поэмой еще четырнадцать лет. Окончательная версия эпоса была опубликована в 1849 году. К этому времени «Калевала» приобрела европейскую известность, а в XX веке – уже и всемирную.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проверка орфографии на сайте.

Добавить комментарий