В минувшую пятницу зрители Костомукши увидели на сцене Культурно-спортивного центра «Дружба» постановку «Жизель» Московского государственного академического театра «Русский балет». Художественный руководитель театра – народный артист СССР Вячеслав Гордеев. Показ состоялся при поддержке «Карельского окатыша».
Кстати
Премьера балета «Жизель» состоялась на сцене парижской Grand Opera в июне 1841 года, а в 1843 году спектакль был впервые показан в Большом театре в Москве.
В основу балета легла трогательная и в то же время мистическая история: молодая крестьянская девушка Жизель любит всем сердцем юношу Альберта. Она счастлива и уверена в ответных чувствах своего избранника. Однако ее поклонник, лесничий Ганс, раскрывает обман возлюбленного героини: на самом деле Альберт – граф, и у него уже есть невеста. Жизель теряет рассудок и умирает, не выдержав предательства.
– В танце необходимо продумывать каждый шаг, каждое движение, чтобы образ был органичным. В первую очередь важно не то, что ты сам ощущаешь, а как ты передаешь чувства зрителю, – поделилась исполнительница роли Жизели заслуженная артистка Московской области, прима-балерина Дарья Дарина. – Ведь можно сидеть и есть попкорн, а можно проникнуться историей героини, переживать за нее и даже плакать.
После смерти Жизель присоединяется к виллисам. Виллисы – невесты, умершие до свадьбы; злые духи, которые выходят в полночь из своих могил и завлекают путников в свой призрачный и губительный хоровод.
Душа Жизели продолжала трепетно и преданно любить Альберта, поэтому, когда граф пришел на могилу, она защитила возлюбленного от злых виллис, и он остался жив. С рассветом все тени исчезли, и в душе Альберта остался след о потерянной и невозвратной любви, которая оказалась сильнее смерти.
Прима-балерина призналась, что много раз танцевала партию Жизели, однако, выходя на сцену, всегда волнуется, как впервые. Волнительно было и выступление перед жителями города горняков. Артистка давно мечтала побывать в Карелии, и ее мечта осуществилась: она приехала с театром в Костомукшу. Чтобы порадовать зрителя, подстраивались под атмосферу, под сцену дворца культуры.
– Каждый спектакль индивидуален, невозможно сыграть одинаково. Кроме того, разными бывают сцены на выступлениях: огромные, когда пытаешься занять максимальную амплитуду, или наоборот: маленькие, компактные, – поведала Дарья. – В нашем балете есть и романтика, и мистика. Зрителю мы оставляем место для фантазии: например, отчего умерла Жизель? Может быть, у нее было больное сердце, может, она умерла от переживаний, а может, накололась на шпагу, которую крутила вокруг себя в приступе безумия?
Справка
Премьера балета «Жизель» в театре «Русский балет» в постановке Вячеслава Гордеева состоялась в 1991 году.
Исполнитель роли графа Альберта ведущий солист театра Ярослав Синицин убежден, что каждый актерт, привносит свою частицу в образ того или иного персонажа. Также для танцора важна физическая выносливость.
– Помимо того, что самому необходимо отработать технику, надо еще и с партнершей работать, – поделился с редакцией «64 параллели» Ярослав. – Причем делать это аккуратно и легко. Одним словом, балет выдержать не только эмоционально, но и физически.
Парвиз Кумайдонов, сыгравший Ганса, подчеркнул, что поддержка зрителя, как и в любом искусстве, очень важна.
– В первом акте много мизансцен, где нужно разговаривать жестами. Конечно, сложно в это время со зрителем держать контакт, – рассказал Парвиз. – Однако от артистов зависит, как они будут подавать себя зрителю. Самое главное – заинтересовать, и тогда зритель сможет ощутить исходящую от нас энергию.
В тот вечер публика приняла артистов тепло, и актеры ответили тем же.
Мнение
– На «Жизель» мы с дочерью впервые, хотя балет ранее уже смотрели на сценах Мариинского и Михайловского театров в Санкт-Петербурге. Стараюсь ребенка с детства приобщать к искусству. Балет нравится, игра артистов достойная, – поделилась зрительница Дарья.