Поэзия – это возможность для человека подняться над самим собой

Культура

23 марта театральная публика Костомукши увидит спектакль «Константин Райкин. Своим голосом». В наш город народный артист приедет впервые. Специально для читателей портала «64 параллель» Константин Аркадьевич рассказал об истории создания спектакля – и о тех, кому встреча с поэзией будет особенно интересна. 

Константин Аркадьевич, что вам как актёру дают гастроли? Почему важно представить свои спектакли публике самых разных городов?

– Гастроли – это всегда смена пейзажа. Как природа, так и зрители в каждом городе отличаются друг от друга. Поехать на гастроли для артиста – значит, погрузиться в какие-то иные обстоятельства, и это всегда очень важно для ощущения места и времени, в котором ты живёшь, для понимания объёма жизни.  Кино и телевидение – это общедоступные виды искусства. А театр и литература – базовые: те, без которых  современный культурный человек невозможен. Всегда – в больших ли городах, в маленьких, или в сёлах – есть люди, которые очень нуждаются в новых впечатлениях, поводах для размышления. Таких людей, надеюсь, немало, и именно на них рассчитывает вообще любое искусство, и в частности театр. Дозы искусства, дозы культуры, дозы художественных впечатлений необходимы любому культурно развивающемуся человеку. А театральное искусство – это синтез разных искусств, который может стать таким лучом, направленным на мыслительный, чувственный строй человека – и произвести на него очень сильное впечатление. Но не всегда у человека есть возможность поехать в театр. И у театра не всегда есть возможность отправиться на гастроли: он привязан к месту прописки, к зданию и плохо транспортабелен по своей сути. Но когда театр имеет возможность приехать куда-то в гости – мне кажется, это замечательно. Спасибо нашим организаторам и партнёрам, «Северстали» и Благотворительному фонду «Доброта Севера». Я с гастролями по стране ездил очень много – но в какую бы точку ни приезжал, нередко встречаюсь, к своей радости, с какими-то удивительными совершенно по потребностям духовным людьми.

Отчасти вы ответили на второй вопрос. Потому что он касается большого срока, на протяжении которого существует спектакль «Своим голосом». Спектакль несколько раз обновлялся, и продолжает собирать аншлаги.  Почему поэзия остаётся таким важным фактором, который притягивает людей в театр?

– Это, конечно, заявление полемическое и относительное. Потому что есть такие зрители, после встречи с которыми тебя переполняет нежность. А кто-то на все эти слова о поэзии возразит: «Да никогда она не была никаким фактором. Я без поэзии жил, живу и буду жить». И для него это будет чистая правда. Потому что потребности у людей всё-таки разные.  Но лично для меня поэзия – это вообще высочайшее явление человеческой духовной жизни. Некая вершина. Я недавно готовил для исполнения стихотворение Иосифа Бродского «Классический балет», которое написано в 1976 году и посвящено Михаилу Барышникову. И я, человек, для которого культура – поле профессиональной деятельности, чтобы оценить во всей полноте это поэтическое произведение, потратил почти весь день. Перечитывал, заглядывал в словарь, в энциклопедию… Казалось бы, одно стихотворение – а оно тащит за собой такие пласты культуры, истории – и чтобы по-настоящему постичь его смысл, надо перелопатить кучу материала, серьёзно повысить свой культурный уровень. Поэзия – это возможность для человека подняться над самим собой.  И в то же время, когда стихи просто напечатаны словами на бумаге, они словно ноты прекрасной музыки, которые требуют исполнения. И когда они звучат в исполнении актёра, слово становится ещё более ощутимым, зримым, полным…

Что вам как профессионалу даёт исполнение поэтических текстов?

– Особое внимание к слову. Особое отношение к тексту. Вообще, мне кажется, это очень полезно для любого актёра – работать иногда одному, с глазу на глаз с большим зрительным залом. И тогда партитура твоих эмоций, жестов, телодвижений, выражения твоего лица – это и есть партитура спектакля. И вот как ты сегодня работаешь – такой и спектакль. Это такая повышенная ответственность, нагрузка. И, конечно, не каждый актёр такое испытание на прочность пройдёт. А если ты выходишь ещё и с поэтическим текстом, это требует очень высокого уровня владения профессией: конкретно вот в этот час, в этот день ты должен особым образом сконцентрироваться, собраться… В этом есть какой-то символ жизни, твоей жизнеспособности и проверка твоих самых главных, может быть, человеческих качеств. Если определить эту манеру существования в таком эгоцентрическом смысле, то это бой за себя… И ты должен победить зал, ты должен его заставить воспринимать себя.

По какому принципу вы отбирали материал для сегодняшней версии спектакля «Своим голосом»?

– Вообще этот спектакль под разными названиями меня сопровождает всю мою профессиональную жизнь. Начиная с моих двадцати с небольшим лет, когда я был артистом в театре «Современник», параллельно работал и над ним. Были разные вкрапления в партитуру этого спектакля: раньше там было много комического, чистого актерства. Но даже тогда у меня, пусть небольшое место, всегда занимали стихи. В разное время я брал в этот спектакль разных поэтов: Осип Мандельштам, Николай Заболоцкий, Николай Рубцов… Иногда вперемешку, иногда отдельно, иногда поэзии было больше или меньше. А потом мне стало просто жалко тратить время спектакля на что-то другое. И поэзии там стало всё больше и больше. Потом это превратилось просто в поэтические выступления. Почему сейчас именно  Александр Пушкин и Давид Самойлов? Потому что на сегодняшний день они наиболее полно выражают мои ощущения от жизни.

Надежда Базюкевич и Екатерина Купреева

Фото Сергея Петрова предоставлено театром «Сатирикон»

Оцените статью
64 параллель онлайн