ИЗ ОЛЕНЕГОРСКА В КАННЫ. ИНТЕРВЬЮ С АКТЕРОМ ЮРИЕМ БОРИСОВЫМ

Российско-финский фильм режиссера Юхо Куосманена «Купе номер шесть» вошел в основной конкурс Каннского кинофестиваля. Часть сцен снимали в Оленегорске, на промплощадке «Олкона» и в самом городе. Во время съемок нам удалось поговорить с актером Юрием Борисовым, исполняющим в картине главную роль. Он рассказал о своем персонаже, о русской идее и о том, при каких условиях возможно всеобщее светлое будущее.

«Купе номер шесть» – совместный проект российских и финских кинематографистов. Фильм по одноименной книге финской писательницы Розы Ликсом снимали в прошлом году при поддержке Минкультуры России. Режиссер-постановщик картины – Juho Pekka Akseli Kuosmanen, оператор-постановщик – Jani-Petteri Passi, оба они – именитые финские кинематографисты.

Съемки проходили в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Москве, Мурманске, Териберке и Оленегорске.

По сценарию, главные герои – русский рабочий Алексей и финская студентка Лора –  становятся попутчиками в поезде, направляющемся из Москвы на Кольский полуостров. Герои сближаются, и оказывается, что у двух людей из разных миров есть нечто общее.

Лору сыграла финская актриса Сейди Хаарла, Алексея – Юрий Борисов. С Юрием мы поговорили во время съемок в Оленегорске, когда он еще не знал, что работу увидят в Каннах.

 

– Кто он – ваш герой?

– Леха – простой русский парень. Он работает в гараже, где ремонтируют БЕЛАЗы. Там он занимается самым низкоквалифицированным трудом, потому что у  него нет никакого образования. Вообще, это самый необразованный человек, какого только можно встретить на горнодобывающих предприятиях. Кроме того, он мечтатель, человек, у которого нет материальных ценностей. Он из тех, что жизнь отдадут за первого встречного, если потребуется.

– В чем состоит его личный конфликт?

– Он не знает, куда он движется. На самом деле, таких людей очень много в нашей стране. Они вроде куда-то идут, но куда – непонятно.  Всю неделю работают, по выходным пьют, в понедельник снова отправляются на работу. Так и проходит жизнь, и он не видит перспектив. Но мне кажется, что на таких людях и держится наша страна, потому что огромный объем работы выполняют именно они. И я верю, что если бы эти ребята  были более образованны, мы бы делали большие шаги вперед. Но беда в том, что у них нет никакой возможности получить образование.

– Значит, Алексей – это собирательный, может быть, символический образ?

Об этом критики пусть думают, это их работа.

 

 

– Что означает слово «мечтатель» в отношении вашего героя?

Он не может ничего накопить, ничего предпринять. Да, он хотел бы куда-то двинуться, сделать следующий шаг, открыть бизнес. Но как только он получает зарплату, деньги сразу куда-то разлетаются, потому что он думает: жизнь одна, сегодня живем, а завтра, может, ничего и не будет. Кажется, что так и есть. Остаются одни мечты.

– Такие «простые парни», о которых вы говорите, вообще способны мечтать?

— Конечно, и для них это особенно характерно, мне кажется. Тем более на севере. Когда вокруг холодно, человек как бы уходит внутрь самого себя и там варится. На юге люди более открыты, у них много общения, они часто танцуют, поют, с большей легкостью делают то, что задумали. А здесь организм постоянно испытывает стресс. Человек стремится в помещение, чтобы согреться, носит много тяжелой одежды. А когда твое тело несвободно, и мысли твои не могут быть свободными.

– Причем же тут свобода?

Когда ты свободен, тебе не нужно много мечтать. А вот если ты скован, постоянно находишься в состоянии терпения, тогда мечты и накапливаются. Мечты, которые ты никак не можешь осуществить, потому что холод, работа, выходной, снова работа.

– Есть ли у вашего героя такие черты, за которые вы его уважаете, и такие, за которые презираете?

Как я уже сказал, он очень простой. Это та черта, за которую я его уважаю и презираю одновременно, потому что у нее есть разные грани. Он глупый, даже туповатый, он бесперспективный, но при этом он честный и благословенный. Вокруг этого крутится, кажется, вся русская идея, которая сформировалась еще в золотой век отечественной литературы. Та самая загадочная русская идея, которую мы, русские, и сами не можем понять, но в душе чувствуем.

– Но, возвращаясь к Леше, у него есть какие-то шансы на лучшее будущее? У него и у таких же ребят, как он?

Если он поумнеет, он предпримет правильные шаги, и его жизнь станет лучше. Но беда в том, что он этого никогда не сделает.

– Значит, все безнадежно?

– Надежда есть, но только при условии помощи со стороны государства. Кто-то должен сказать: «Пацаны, идите сюда, мы вам покажем, что еще можно сделать. Вы же можете еще и английский выучить, в компьютере разобраться, экономику понять». И вот мы уже получаем не разнорабочих, а квалифицированных электриков, сварщиков. А может быть,  даже предпринимателей, которые понимают, как бизнес должен работать. Когда хорошее образование будет для всех начинаться со школьной скамьи, станет меньше таких персонажей, как Леха. Пока же у нас многие ведут себя как крепостные крестьяне, держатся за «барина». Потому что не понимают, как самим жить. И самое обидное – им до этого понимания нужно-то сделать буквально пару шагов. Но эти шаги они сами уже не сделают.

– И что, так и будем ждать, когда «барин» подтолкнет?

— Есть и еще один прогноз, более оптимистический. У  нашего поколения, у тех, кто родился в 90-е годы, огромная дыра в образовании. Может быть, у ребят лет на 10 помладше все будет лучше.

– Играть такую роль, должно быть, тяжело?

Мы пытаемся ничего не играть, а проживать сцены так, как они могли бы естественно сложиться. Как только становится сложно работать, мы понимаем, что происходит что-то не то. В этом кино и у этих персонажей должно быть все просто. Фильм должен создавать ощущение подглядывания за настоящей жизнью.

– Вы впервые работаете над ролью рабочего?

Рабочего на горнодобывающем предприятии я играю впервые. Мы готовились к съемкам, приезжали в Оленегорск, ходили по промплощадке, общались с разными людьми. Но пока я до конца не понял горняков: чтобы их узнать, нужно оказаться с ними в неформальной обстановке, может быть, сходить в поход.

– А как вам в целом атмосфера на комбинате?

По-моему, у вас довольно богатое предприятие по сравнению с сотнями других в стране, и здесь не совсем та атмосфера, какую мы покажем в фильме.

Климатические условия севера выматывают?

Скорее, с людьми бывает непросто, ведь здесь живут и работают люди, приехавшие из разных уголков страны, даже из других стран. У всех разная культура, разные эпосы. Так что публика тут очень разнородная. А условия любые можно перебороть.

Фото: пресс-служба «Олкона»

Оцените статью
64 параллель онлайн