Код к успеху

Интервью

Костомукшанин Дмитрий Ковригин более десяти лет преподает в Детской школе программирования и робототехники «КОД». Ребята под его руководством программируют виртуальных исполнителей, а потом собирают реальных роботов. А недавно ему удалось попасть на обучение в центр «Сириус». О том, за какое время можно собрать кубик Рубика, какой секрет у игры Minecraft и как работать с одаренными детьми, педагог рассказал редакции «64 параллели».

Два в одном: и развлечение, и учение

В Детской школе программирования и робототехники «КОД» ребята занимаются с пяти лет. С дошкольниками и школьниками начальных классов занятия проводятся в игровой форме. Вначале они знакомятся с робототехникой, создают мультфильмы, компьютерные игры, собирают различные модели роботов и учатся программировать с помощью визуальных языков, таких как Scratch. А начиная с пятого класса изучаемый материал усложняется.

 

За счет того, что в группах не более 10 человек, на занятиях каждому уделяется достаточное внимание, и даже те, кто раньше совсем не программировал, начинают с интересом осваивать новое для себя направление. Многие дети занимаются у нас с открытия школы и по настоящее время. Успешно сдают ОГЭ, ЕГЭ, поступают в престижные ВУЗы и колледжи, в том числе и на бюджетные места, – рассказывает Дмитрий Ковригин. – Умение программировать ценится очень высоко. Оно учит думать.

На робототехнике ребята собирают механизмы и роботов. С помощью написанной учеником программы роботы выполняют разные действия. Например, передвигаются с помощью датчиков и находят выход из лабиринта, проезжают по заранее неизвестной трассе, ориентируются в пространстве.

Некоторые готовые модели мы разбираем, чтобы позже собрать другие. Однако есть такие роботы, которые хранятся довольно долго. Например, несколько лет мы не разбираем робота, который умеет собирать кубик Рубика из любого запутанного состояния. И делает он это примерно за полторы минуты. Всегда находятся ребята, которые им заинтересовываются: поначалу сами учатся собирать головоломку, а потом соревнуются с этим роботом на скорость сборки. Причем нередко у них получается опередить машину, – замечает Дмитрий Анатольевич.

 

По мнению педагога, важно помнить, что любой язык программирования – это всего лишь инструмент. Цель преподавания – дать ученикам знания, которыми они обязательно воспользуются во взрослой жизни, какую бы область деятельности они ни выбрали. Перечень изучаемых в «КОДе» языков постоянно расширяется: Scratch, Кумир, Python, Java, PHP, JavaScript, C/C++.

Сейчас среди детей очень популярна игра Minecraft. Но не все знают: в ней можно не только играть, но и программировать. Причем делать это возможно на разных языках. И ребенок, играя, развивает свои навыки написания кода. Это очень важно на начальном этапе, когда дети с огромным желанием познают все новые и новые возможности того или иного языка и программирования в целом, – поясняет преподаватель.

Звезда по имени «Сириус»

Недавно Дмитрий Анатольевич повышал квалификацию: проходил обучение в сочинском образовательном центре «Сириус».

Центр «Сириус» был создан образовательным фондом «Талант и успех» по инициативе президента России Владимира Путина в 2015 году. Задача центра – выявлять и поддерживать одаренных детей, проявивших способности в естественных науках, искусстве и спорте. Помимо обучения детей там проводят курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов. Дмитрий Анатольевич принял участие в программе  «Особенности работы с одаренными в области информатики школьниками. Проведение олимпиад по информатике».

Меня всегда интересует опыт коллег. Особенно, если это лучшие педагоги страны: а в «Сириусе» они есть.  Кроме того, там 6 лет назад обучалась моя старшая дочь Наталья. Когда я узнал, что в образовательном центре будет открыта программа для преподавателей информатики, то, конечно же, появилось большое желание туда попасть. В прошлом году я проходил обучение в дистанционном формате, в этом – обучался очно.

 

К вопросу подготовки педагог подошел ответственно:

До начала обучения прошел дистанционный курс «Введение в алгоритмы» на языках программирования Python и C++. Изучал такие темы как эффективные алгоритмы сортировки, бинарный поиск, динамическое программирование и другие – это обязательно нужно рассказывать школьникам для их успешного выступления на олимпиадах по информатике.

Программа по повышению квалификации была разнообразной: помимо теоретической части педагоги знакомились на практике с системами организации тренировочных соревнований школьников, системой подготовки учебных и олимпиадных задач для их автоматической проверки (Polygon, Яндекс-Контест, Codeforces).

В программировании достаточно много свободы для творчества: не существует единственного верного способа решения поставленной задачи. Каждый ученик может применить свой оригинальный способ. Но при этом компьютеру можно поручить проверять ответы, – рассказывает Дмитрий Ковригин. – На курсе мне понравилась открытость, с которой коллеги делились своим опытом, знаниями и методиками обучения школьников.

Полученные знания и опыт преподаватель планирует сразу начать использовать в своей работе.

Раньше с ребятами мы готовились к олимпиадам самостоятельно, можно сказать, интуитивно. Теперь же, после прохождения образовательной программы в «Сириусе», подготовку школьников буду проводить более системно и качественно.

Интересно
Слово «робот» было впервые использовано чешским драматургом Карлом Чапеком в 1921 году.

Фото из архива Дмитрия Ковригина

Оцените статью
64 параллель онлайн