Ирина Кулакова, начальник костомукшского отделения управления Федерального казначейства, увлекается гонками «Формулы-1». Увлечение тем более удивительное, что Ирина Александровна не умеет водить машину и даже не планирует учиться. Сидеть за рулем самой ей неинтересно, зато интересно следить за любимыми пилотами из мира болидов и предельных скоростей, коллекционировать модели машин, на которых выступали ее кумиры, переписываться с фанатами со всего мира и, конечно, лично присутствовать на гонках.
– С чего началось ваше увлечение «Формулой-1»?
– «Формула-1» появилась в моей жизни в очень сложный период. Это был 2013 год. Мне поставили страшный диагноз – рак. Это было тяжело и морально, и физически, поэтому я искала, чем отвлечь себя от тяжелых мыслей. Тогда я очень много времени проводила просто лежа на диване перед телевизором, порой даже не вникая в то, что там показывают. И в какой-то момент мое внимание привлек голос. Это был Алексей Попов, который комментировал гонку «Формулы-1». Сначала мне всего лишь понравился голос: он меня завораживал, и я просто слушала его фоном. Потом начала понимать, что он рассказывает, а затем заинтересовалась тем, что происходит на экране. Вникала в то, сколько команд, какие машины, что там происходит на самом деле.
Гран-при «Формулы-1» включает в себя три дня – с пятницы по воскресенье. Сначала я смотрела только саму гонку в воскресенье. Потом поняла, что перед этим есть квалификационный заезд в субботу и добавила к своей программе просмотра еще один день. А в пятницу есть тренировки, я и их добавила к своей программе телепередач. Так что теперь я постоянно смотрю полноценный Гран-при – все три дня в обязательном порядке.
Мой стаж болельщика девять лет. Это не так много, ведь в нашей тусовке единомышленников есть болельщики со стажем в 20-25 лет.
– Как произошел переход от телеболельщика к личным поездкам на соревнования?
– В 2014 году в Сочи появился наш отечественный автодром и прошла первая гонка. Но тогда я поехать не смогла из-за плохого самочувствия, а вот в 2015 году сказала себе: «Я не знаю, придется ли мне лечиться дальше или нет, поэтому сначала я съезжу на гонку, она у меня в приоритете, а потом буду снова заниматься своим здоровьем». Это было начало октября.
Мой интерес к гонкам пробудился во время болезни, и мне очень хотелось переключить свое внимание на что-то другое, и это действительно помогло. Я рада, что передо мной открылся совершенно новый мир. Наверное, если бы не тот эмоционально сложный период моей жизни, то я вряд ли бы пришла к «Формуле-1». В какой-то момент времени я поняла, что хочу не только смотреть гонки по телевизору, а хочу поехать туда, присутствовать лично на этих соревнованиях. Мне было просто интересно увидеть что-то новое, посмотреть, что и как происходит у нас в стране.
В 2015 году я ехала на гонки со страхом, что мне может не понравиться. В то время я еще не была страстным любителем автоспорта. Когда брала билет на свою первую гонку, то не знала, на сколько дней: были варианты от двух до четырех. Но я тогда не понимала, как там все устроено, и боялась, что будет скучно, поэтому не стала рисковать и взяла билет на два дня. Оказалось, что там есть чем заняться и помимо самой гонки есть масса других развлечений. Например, дрифт: это целый чемпионат в рамках гонки «Формулы-1», и он не менее интересный и зрелищный. А еще есть очень интересные соревнования по мото- и велотриалу.
Кстати
Дрифт — техника прохождения поворотов и вид автоспорта, характеризующийся использованием управляемого заноса на максимально возможных для удержания на трассе скорости и угла к траектории. Соревнования проводятся на сухом асфальте, на трассах с большим количеством поворотов. Также вид автоспорта, основанный на зрелищности прохождения поворотов в заносе. Используются автомобили только с задним приводом.
Мототриал — технический вид спорта, один из видов триала, целью в котором является преодоление препятствий, естественных или искусственных, на мотоцикле, не касаясь препятствий частями тела.
Велотриал — индивидуальный спорт, основной целью которого является преодоление препятствий на модифицированном велосипеде или специально переделанном горном велосипеде. Для каждого велосипеда и категорий, предусмотрены специальные правила преодоления препятствий.
Препятствия могут быть самыми разными, естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и т. д. Главной целью является преодоление серии препятствий без опоры ногами, руками и другими частями тела.
В Сочи очень интересная культурная программа, замечательный автомузей. Приезжают наши звезды эстрады и каждый может выбрать, на чей концерт пойти, тем более это все уже включено в стоимость билета и дополнительные траты не требуются.
«Сочи Автодром» исполнил мою мечту. Я очень хотела посетить концерт Дианы Арбениной, и в 2019 году я на него попала, причем находилась в ВИП-зоне, то есть буквально в полуметре от сцены. Я была счастлива!
– Как часто вы присутствуете на гонках лично?
– Я стараюсь ездить на гонки каждый год. Получается не всегда, но с 2017 года я не пропустила ни одного Гран-при, проходившего в России. С 2018 года у меня появилась новая традиция: каждый год в сентябре я беру отпуск и еду в Сочи на гонки «Формулы-1». Теперь уже точно на все четыре дня.
В этом году я тоже собиралась поехать, но, увы, из-за санкций гонки «Формулы-1» у нас отменили и даже вообще расторгли контракт с Россией. В этом году была запланирована прощальная гонка в Сочи и дальше «Формула-1» должна была переехать под Питер на гоночную трассу «Игора Драйв».
Но наши ребята-болельщики все равно собираются ехать в Сочи в этом году, чтобы попрощаться с трассой, собраться где-то в спортивном баре у телевизора и посмотреть вместе гонку, которая будет вместо российского этапа, поболеть за свои любимые команды и пилотов.
– Расскажите о своих единомышленниках.
– Я присоединилась к сообществу фанатов в 2020 году. Это команда единомышленников, которые собираются вместе, обсуждают гонки и общаются независимо от пилота и команды, за которую каждый болеет. Нас связывает общий интерес к «Формуле-1».
Для меня это возможность познакомиться с новыми людьми, расширить свой круг общения.
Фанаты всего мира помогают друг другу. Например, сейчас мне надо написать запрос в фанклуб в Швейцарии на автограф Себастьяна, потому что каждый год карточка команды пилотов для специальной автограф-сессии меняется. У меня уже есть две подписи, это будет третья. Можно даже прислать свою фотокарточку, которая тебе нравится, и на ней пилот тоже распишется.
– А как часто идут гонки «Формулы-1»?
– Гонки проходят раз в две недели, девять месяцев в году – с марта по декабрь, в сезоне этого года 23 гонки. Иногда они идут каждую неделю. Проводятся по всему миру.
– Кто ваш кумир?
– Сначала я выбрала двух пилотов: нашего Даниила Квята и немца Себастьяна Феттеля. И пока Даниил шесть сезонов участвовал в гонках, я делила свое внимание между ними обоими. Затем все внимание досталось Себастьяну.
– Почему Себастьян Феттель?
– Выбор сердца! Сердце мне сказало – это он, тот, кто достоин твоего внимания.
– Вы встречались со своими кумирами?
– Чтобы получить автограф Себастьяна Феттеля, я писала в фан-клуб в Швейцарию и мне его оттуда прислали. А вот автограф нашего гонщика Даниила Квята я получила сама. Это вот как раз к вопросу о том, за кого болеть. Я себе неоднократно говорила, что мое сердце поделено на две части: одна принадлежит российскому пилоту, вторая – немецкому. Они были для меня равны. Но когда передо мной встал выбор, к какому пилоту пойти за автографом, я выбрала нашего, а к обоим я тогда никак не успевала.
Тут надо понимать, как это все происходит.
Обычно автограф-сессия организуется в рамках проведения Гран-при, и длится она у каждой команды всего десять минут: кто успел, тот и съел. За это время к одной команде успевает подойти максимум сорок человек. Чтобы оказаться в их числе, надо прийти рано-рано утром и занять очередь.
Автограф-сессия начинается где-то в два часа дня, а топовые команды начинают еще позже – часа в три-четыре. Автодром открывается в восемь утра и надо прийти к открытию, занять место возле стола своей команды и ждать начала сессии. И вот ты стоишь, бережешь свое место с 8 до 14 часов, а то и дольше. И надо быть настоящим болельщиком, причем очень-очень преданным, чтобы это вытерпеть.
В 2019 году я понимала, что это будет скорее всего последний год для нашего пилота Квята, а я очень хотела получить его автограф. Мне даже по ночам снилось, как мы встречаемся. У меня есть книга о Данииле, которую я тогда взяла с собой на гонку, чтобы он на ней расписался. Я была в очереди первой, и мы с еще двумя парнями честно отстояли все восемь часов до начала сессии.
Теперь у меня есть автограф Даниила Квята на книге, у меня есть фото с ним и две официальные карточки команды с его подписями. Скажу честно: ощущения незабываемые.
Взять автограф лично у Себастьяна у меня не получилось. А потом пошли всякие ковидные ограничения, и добраться до пилотов стало еще сложнее. И я все-таки еще не доросла до совершенно безумного болельщика и не готова была в прошлом году стоять под дверями гостиницы, чтобы поймать тот момент, когда команда приезжает-уезжает, и попросить автограф у пилота.
Зато я купила билеты на трибуну прямо напротив боксов команды «Астон Мартин», чтобы видеть своего кумира в тот момент, когда он садится в машину и выходит из нее. Привезла с собой на соревнования флаг с изображением Себастьяна. Макет разработала сама. С этим флагом я сидела на трибуне и прогуливалась по пит-лейну (часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в автогонке – прим. ред.). Мне потом писали из-за границы, что Себастьян видел мой флаг и очень интересовался тем, кто его изготовил, но, увы, лично мы так и не встретились.
У меня достаточно много болельщицкого мерча, есть даже ручка команды «Астон Мартин», за которую сейчас выступает Феттель. Есть футболки, бейсболки, шапочка, свитер в поддержку Себастьяна (как времен «Феррари», так и «Астон Мартин»). Пилоты меняют команды, болельщикам приходится переодеваться. Я даже маникюр делаю в цветах команды своего кумира в конкретном сезоне, например, сейчас он у меня зеленый.
– А вы готовы поехать за границу, чтобы поддержать своего кумира?
– Да. Если все сложится, то планируем с подругой попасть на гонку в Баку. Билеты на Гран-при уже взяты, а вот на самолет еще нет. Но мы надеемся, что у нас все получится.
– Как к этому всему относится ваша семья?
– Хорошо! По принципу: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
– Что вам дает участие в сообществе болельщиков и наблюдения за гонками?
– Это для души! Это огромный выплеск эмоций. Мы переживаем все вместе со своими кумирами: если у них что-то получилось, то и мы тоже на вершине этого счастья.
Все эти поездки настолько насыщены, они так заряжают положительными эмоциями и поднимают настроение, что хватает на все 365 дней. Я позволяю себе такое путешествие и потом весь следующий год питаюсь этими впечатлениями, хотя и по телевизору эти эмоции переживаются ничуть не меньше, чем вживую. И я обязательно смотрю гонки независимо от времени суток, в которое они проходят, – хоть рано утром, хоть поздно ночью.
Я счастливый человек! У меня есть увлечение, которое дарит мне массу ярких эмоций, новые впечатления и общение с интересными людьми.
Одна, но пламенная страсть
Горит в душе неугасимо.
Мне не дает она пропасть
Средь бурь и бед, идущих мимо.