Православный дух в карельской деревне

Интервью

Крещение Руси отмечается 28 июля. В честь этого праздника мы публикуем разговор с настоятелем храма Илии Пророка в Вокнаволоке иереем Андреем Приезжевым. Отец Андрей рассказал о крещении карелов и о нынешней жизни православного прихода в рунопевческой деревне. 

Справка 

Точкой отсчета со дня крещения карелов является запись в Лаврентьевской летописи Владимиро-Суздальской земли о том, что именно в 1227 году Переяславль-Залесский князь Ярослав Всеволодович «крестил множество корел». Достоверность даты подтверждает и Российская Академия наук.

– Отец Андрей, расскажите об истории Вокнаволокского прихода, о том, как он появился.

– Карельский народ – неотъемлемая часть нашей страны. Карелы жили на границе между Россией и Швецией, земля часто переходила от одних к другим. Царь Федор Иванович включил эти территории в состав российского государства. С приходом сюда новгородцев началась оседлость карелов. В связи с этим и пришла православная вера в их сердца. Ведь они до этого были язычниками, молились богам охоты, леса, воды. Монахи донесли им Евангелие, сложилось другое миропонимание жизни. В 1787 году был образован Вокнаволокский приход, он включал в себя 6 деревень. Там был возведен храм, в 1847 году он был разобран по ветхости, а в 1888 году опять восстановлен. Храм восстанавливали всем миром, всем приходом. Жили небогато. Храм был не полностью оснащен религиозной утварью. Многие таинства проходили в доме священника или в домах у местных жителей. В приходе собиралось большое количество людей, при храме была лодка, на ней привозили население на богослужения и на церковные праздники. Люди приезжали сюда и для того, чтобы пообщаться.

Что случилось с храмом в XX веке?

В XX веке произошла революция, были большие гонения на священнослужителей. Народу прививали отчуждение от религии. Люди боялись ходить в храм. Он стал пустовать. Два священнослужителя, которые здесь жили в это время, и два дьякона были отосланы в другие приходы. Вокнаволокский приход люди не могли содержать. Первостепенным делом была постройка жилых и сельскохозяйственных помещений. До 1939 года храм еще стоял. Там была образована кухня пограничного отряда, они перетопили печь, и он сгорел. В 1992 году общество Vuokkiniemi-seura начало возрождение храма совместно с жителями деревни, государственными инстанциями и общественными деятелями. Большую часть денег Vuokkiniemi-seura собрало на пожертвованиях. В 1993 году начали строительство храма. Освящали храм два митрополита: из Оулу (Финляндия) и Карелии. Весь храм построен из финских бревен. Окончательно церковь была возведена в 1997 году. Его освятили в день Пророка Илии. Пророк Илия боролся с язычеством и прославлял Бога.

 

 

Как вы стали настоятелем храма в деревне?

Костомукшская епархия возобновила духовную жизнь в Вокнаволоке. Я с семьей приехал сюда в 2018 году. Жители были удивлены, услышав звон колоколов и увидев меня в облачении. Постепенно они привыкли. Когда есть молитва, она передается по всем сердцам. На службы приходили и местные, и приезжие из Костомукши. В 2018 году здесь было проведено первое венчание, венчались жители деревни. От них исходила благодать. Стали совершаться таинства крещения, освящения домов. Многие жаловались, что кто-то за ними в доме следит, им некомфортно там, после молитвы они успокаивались, чувствовали себя защищенными. В последние два года многие люди приезжают в Вокнаволок, чтобы совершить таинство крещения. В Вокнаволоке есть особый дух. Мы с моей семьей при помощи местных жителей облагородили территорию вокруг храма. Деревня без храма – мертвая деревня.

Отец Андрей, требуется ли какая-либо помощь деревенской церкви сейчас?

У храма есть и проблемы. Помещение храма не отапливается. От перепада температуры подсохли окна, люди откликнулись, мы заменили их. Отопление храма – очень важный момент. Прихожане не могут находиться там долго в холодное время года. Если люди отзовутся, то мы, конечно, хотим храм утеплить. Утеплить потолок, поменять покров крыши. Когда в храм капает вода с потолка, она уничтожает убранство. У нас уже была нарушена целостность иконы Николая Чудотворца, благо художница из Костомукши Галина Мелехова смогла ее восстановить. Пожарные помогли нам провести замену крестов на главках. Теперь нужно заменить сами главки, они начали ржаветь и шататься. При сильном порыве ветра мы можем просто остаться без креста.

Справка

В этом году 3 июля волонтеры сотрудники «Карельского окатыша» и местные жители установили беседку возле церкви Илии Пророка. Мероприятие стало частью волонтерского проекта «Доброе лето», который проходит на площадках компании «Северсталь» в разных городах.

Вы и ваша семья поддерживаете карельскую культуру, какие традиции откликаются вам больше всего? Чем вы увлекаетесь в жизни вне церкви?

Жизнь в деревне особенная. Лично я люблю баню, пить чай из самовара на шишках, очень нравится рыбалка. Она приносит единение с природой. Вне храма у меня много разъездов. Я ведь еще являюсь и настоятелем храма в Муезерском. Досуг у нас активный. Растут два сына, требуют большого к себе внимания. У сыновей есть спортивная жизнь, они играют на кантеле, занимаются рисованием. Мы не скучаем. Старший сын Дима хочет стать актером, а младший Кирилл мастером спорта по лыжам.

Карелы до сих пор остались полуязычниками. Православная вера переплетается в них с житейскими и народными приметами и суевериями, помнят они еще и леших, и знахарей. В этом и кроется уникальность народа. Православие привнесло в жизнь многих карелов веру иного рода, ту, которая может направить человека на путь любви и света.

Беседовала Юлия Филиппова, записала Александра Лесонен, фото из группы ВКонтакте «Храм Илии Пророка деревня Вокнаволок»

 

Оцените статью
64 параллель онлайн