«Самое прекрасное в моей работе – это природа и люди»

Личность

Всемирный день экскурсовода отмечается 21 февраля. В честь праздника редакция побеседовала с сотрудницей отдела экопросвещения заповедника «Костомукшский», гидом со стажем и краеведом «по любви» Валентиной Пацукевич.

– Валентина Николаевна, расскажите, что пробудило в вас тягу к природе, к родной земле, к экскурсоводческой деятельности?

– Любовь к природе началась с детства. Я жила в маленькой карельской деревушке Клюшина Гора возле пограничной заставы в Суоярвском районе. Жизнь деревенских детей всегда связана с природой. Мы ставили сети, собирали ягоды, заготавливали корм для животных, играли на улице, в школу каждый день по три километра через лес ходили. Пока идешь, встретишь по дороге и соек, и снегирей, и зайцев, и белок, и даже волков. Не боялись мы животных. Позже я переехала в Поросозеро, и школу заканчивала уже там. Мне с детства нравилось рассказывать о природе и животных своим сверстникам и взрослым, я любила готовить концерты, выступления. В школе я и начала писать первые заметки о природе и захотела связать свою жизнь с биологией.

– С чего начался ваш путь к профессиональной деятельности в этой сфере?

– После школы я поступила в Педагогический институт на учителя географии и биологии в Петрозаводск. Помню, что на вступительном экзамене поразила преподавателя своими знаниями о карельской березе, которую сама, еще будучи ребенком, изучала в деревне. Мне повезло, что на нашем географическом факультете ввели экспериментальную программу по краеведению Карелии и отдельно по Муезерскому району. После окончания учебы мы с мужем приехали в Лендеры. Я устроилась на работу в школу, там начала вести свои первые занятия в природоведческом кружке.

– Как сложилась ваша краеведческая деятельность в дальнейшем?

– Я приехала в Костомукшу в 1981 году. Пошла работать педагогом-организатором в клуб «Дружба», он тогда находился на ул. Пионерской, 4. Там я создала детский кружок «Поиск». Мы с ребятами занялись изучением истории Костомукшского городского округа. Больше всего нас увлекали военные события. На наши встречи мы приглашали ветеранов, разносили им открытки к праздникам, поздравляли их. Ко мне лично приходили ветераны, чтобы поговорить, рассказать о прошлом. Больше всего с точки зрения исследователя меня интересовали коренные жители этого района – карелы. Мы говорили с ними по-карельски, они доверили мне много информации. Ананий Иванович Мелентьев, Иван Евсеевич Ватанен, Генрих Михайлович Саллинен показали нам с детьми места, где располагались дома в старой деревне Контокки, которая была сожжена. Дом Анания Ивановича, например, стоял когда-то там, где сейчас находится Пушкинская школа. Помню, что он обрадовался, когда узнал, что на этом месте будет строиться школа. В районе Контуваара был дом Генриха Михайловича Саллинена. Ананий Михайлович поведал нам с ребятами, что когда-то здесь выращивали лен. Его замачивали в озере Контокки. Большую часть деятельности кружка «Поиск», конечно, занимали военные исследования. Мы с воспитанниками ходили по местам военных рубежей, исследовали партизанские места, часто находили минометные снаряды и другие военные атрибуты. Все находки сдавали в городской музей. А потом в Медвежьегорском районе случился несчастный случай с детьми, которые тоже занимались подобными поисками. В целях безопасности я решила закончить полевые военные исследования с детьми.

– Чем вы занимались после закрытия кружка?

– Я устроилась работать учителем географии в третью школу, но и там мне пришлось окунуться в военную тематику. Ананий Мелентьев обратился ко мне с просьбой собрать материал об Ольге Егоровне Филипповой – учительнице Контоккской школы. Эта школа раньше находилась практически на месте нынешней третьей школы. В период Великой Отечественной войны Ольга Егоровна была разведчицей и погибла при выполнении боевого задания. Я занялась поиском информации о ней. Связалась с ее подругой в Петрозаводске. Она нам очень помогла, привезла в Костомукшу много фотографий Ольги, ее вещи. Вместе с первым директором городского музея Василием Ивановичем Твердохлебом и учительницей Валентиной Васильевной Гармуевой мы создали мемориальный музей Ольги Егоровны Филипповой. Он успешно функционирует в третьей школе и до сей поры. Потом в городе открылась «Контокки коулу» с изучением карельского и финского языков, и я перешла туда. Кроме географии, я вела урок по краеведению «Моя Карелия». После закрытия «Контокки коулу» нас перевели в первую школу. Во всех учебных заведениях я старалась деятельно прививать ученикам любовь к родной земле. Мы с ребятами ходили в походы, каждое лето с детьми из центра реабилитации и заинтересованными школьниками ездили в лагерь, который располагался на территории заповедника. Целый месяц жили в палатках, а потом еще посещали и Финляндию, обитали в палатках уже в финских лесах. Было весело: мы играли на гитарах, пели песни, дружили с пограничниками. Но основная цель этих поездок была познакомить детей с природой и историей Карелии. В поездках мы собирали много материала и писали исследовательские работы. Например, про следы ледниковой деятельности на территории нашего заповедника. Эта работа завоевала награду на всероссийском конкурсе, ей долгое время пользовались местные учителя.

– Как судьба свела вас с заповедником «Костомукшский»?

– С заповедником мы сотрудничали всегда, проводили различные мероприятия, проекты, лагеря. Когда я работала в первой школе, то была уже на пенсии, но энергии по-прежнему было много. Мне захотелось стать ближе к научной деятельности, вести экскурсии, и так случилось, что меня пригласили работать в наш заповедник. Здесь мне комфортно, здесь я могу реализовывать свои идеи по краеведческой работе с детьми и взрослыми. Когда в заповеднике открылся обновленный визит-центр, экскурсий было огромное количество. Многие приходили по нескольку раз. Чтобы разнообразить программу, я решила проводить с детьми тематические занятия. Например, мы изучаем муравьев. Говорим о них, смотрим мультик, играем, поем, потом идем на улицу и знакомимся с ними воочию. Часто я прихожу к детям в школы, иногда в костюме совы. Им очень нравится. Сейчас я начала проводить экскурсионные программы для детей по улицам города. Недавно мы изучали лиственницу, которая растет в Костомукше. Но занятия в заповедники посещают не только дети. Я решила, что нужно придумать что-то интересное и для взрослых. Так у нас в заповеднике появился эколого-краеведческий клуб Kostamuksen luontohelmi («Природная жемчужина Костомукши»). Его цель – познакомить костомукшан с историей края, с карельским языком, поговорить о бережном отношении к природе. В проведении заседаний эколого-краеведческого клуба мне всегда помогают участницы общества карельской культуры Viena Хилма Исакова и Нина Герасимова. Они традиционно открывают встречи карельскими песнями. Летом я вожу выездные экскурсии по заповедным территориям. С гостями и жителями Костомукши мы ездим в Аконлахти, где, кстати, Элиас Леннрот услышал первые руны от крестьянина Трохкимайнена, на Царь-порог, Мунанки, тропу коробейников. Благодаря руководству заповедника «Костомукшский» все маршруты облагорожены, там сделаны экспозиции, уютные места для отдыха. Вообще все сотрудники заповедника – увлеченные и заинтересованные своим делом люди. Мы все помогаем друг другу, поддерживаем новые идеи.

 

– Валентина Николаевна, каким должен быть гид? Есть ли секреты успешной экскурсии?

– В нашей работе нужно учитывать то, что люди хотели бы услышать, развить ту тему, которая их заинтересовала. Чувствовать аудиторию. Детям, например, нравится работать руками. Мы с ними делам сувениры, связанные с темой встречи: зайчиков, оленей, из бересты поделки. Ну и самое главное – это любовь к своей профессии. Я люблю краеведение, люблю делиться знаниями с другими и передавать им эту любовь к природе, к родной земле. Заканчиваю свои экскурсии всегда словами наших стариков-мудрецов: рада, если что-то новое узнали, от знаний голова не распухнет, новую шапку покупать не нужно будет, а рюкзак тяжелее не станет. Если будете использовать полученные знания в жизни, то буду рада вдвойне.

– Что вас вдохновляет?

– Больше всего в моей работе мне нравится именно собирать информацию, искать что-то новое и интересное, но только не в интернете. Там быстро найдешь, но мало чего узнаешь. Самое увлекательное, это черпать знания от людей и из литературы. С людьми мне вообще в жизни повезло. Дома меня поддерживают муж и трое сыновей. На работе вдохновляют посетители заповедника и мои коллеги. По жизни я встречала большое количество интересных людей, например, в «Карельской горнице», которую я посещала практически с ее открытия. Я была знакома с Яакко Васильевичем Ругоевым, он присылал мне книги, я денбыла у него на юбилее. Много проектов мы вели с известным финским меценатом и исследователем Беломорской Карелии Маркку Ниеминеным. Я благодарна местным старожилам деревень Костомукша и Контокки за то, что поделились со мною ценными знаниями. И я еще я благодарная нашей карельской природе, она меня вдохновляет. Природа удивительна, в ней не бывает одинаковых мест. В ней все интересно – и мох, и лишайники, и камни. А самая красивая природа та, что не тронута человеком – наша заповедная. И еще, конечно, меня вдохновляет Карелия, наша богатая история, наш карельский язык. Я бы хотела, чтобы в городе был установлен памятник рунопевцу или коробейнику, чтобы люди помнили свои истоки.

Кстати

В книге отзывов заповедника тоже можно многое узнать о Валентина Николаевне. Посетители со всей России пишут, что наша героиня – грамотный и эрудированный экскурсовод, а ее экскурсии чудесны, они нравятся и детям, и взрослым. Каждый из гостей заповедника узнал для себя что-то новое. Люди делятся, что Валентина Николаевна рассказывает все простым языком, переносит в мир детства и прививает любовь к природе родного края. А еще, Валентина Пацукевич является «Отличником народного просвещения», такую награду она получила в 1992 году.

Мнение

Напарник Валентины Пацукевич по экскурсоводческой деятельности, сотрудник заповедника Анатолий Астахов говорит, что с Валентиной Николаевной всегда комфортно работать, она – истинный фанат Карелии. Несмотря на возраст, он узнает от нее много нового, особенно про карелов, учится у нее, ведь учиться не поздно в любом возрасте.

Оцените статью
64 параллель онлайн