Ольга Владимировна Волкович научилась преподавать в Костомукшском политехническом колледже. Было непросто, но теперь она не представляет себя вне педагогики. Завершаем серию публикаций о сотрудниках к 40-летию учебного заведения.
Ольга Волкович работала на заводе в Челябинской области, растили с мужем двоих сыновей. В 1986 году впервые приехали в Костомукшу в гости к брату мужа. Город горняков поразил ее: чистота, порядок, дома, вырастающие прямо среди сосен.
Когда спустя несколько лет грянула перестройка, и Ольга Владимировна попала под очередную волну сокращений на заводе, всей семьёй решили ехать в чудесный город на севере Карелии.
Супруг после переезда сразу устроился на комбинат, а Ольга, не привыкшая сидеть без дела, приступила к поискам работы. Однажды подруга сказала ей, что колледжу требуется мастер производственного обучения в группу ремонтников горного оборудования – именно в этой сфере Ольга работала до сокращения. Посоветовавшись с мужем, решилась попробовать.
– Поначалу сомневалась, конечно. Профессия-то моя, только я никогда не занималась ничем даже издали похожим на преподавание. Но я подумала: лучше попытаться, чем потом жалеть, – вспоминает она.
Когда пришла на собеседование, робела. Но руководители, полистав трудовую книжку, заявили: берем!
– Я не была готова подписывать договор в первый же день, попросила время осмотреться. Помню, надо мной смеялись – мол, впервые видим, что человек просится поработать бесплатно.
Первое занятие со студентами Ольга Волкович помнит до сих пор. Было страшно, чувствовала себя неуверенно, боялась не справиться. Да и ребята сразу же устроили ей «проверку на прочность»: один из студентов несколько занятий просидел к новому преподавателю спиной. Но старшие коллеги помогли советом, бунтарь был усмирен. И дети вскоре поняли, что Ольгу Волкович трудностями не спугнуть. Работа наладилась.
– С первого занятия прошло более 20 лет. Были и радости, и трудности. Иногда приходила домой в слезах. Муж говорил: «увольняйся, чего ты нервы портишь?» А я отвечала: «Теперь не уйду, самой себе докажу, что смогу».
Теперь Ольга с уверенностью говорит: все-таки получилось. Все годы работы в колледже чему-то училась, получила педагогическое образование, прошла путь от мастера до руководителя отделения. Преподавала разные дисциплины. Училась объяснять и воспитывать. Но самое сложное и важное, по словам педагога, – достучаться до ученика.
– Именно с этого начинается наша работа. Если у меня не получается донести до студента, что учёба нужна ему, а не мне и не его маме, это очень больно и грустно. Но я не сдаюсь, ищу нужные слова. Ведь студенты все разные, к каждому нужен свой подход. Теперь я нахожу его быстрее.
Двадцать лет проработав в сфере образования, Ольга Владимировна вспоминает: с детства ей нравилось быть с младшими, ухаживать, воспитывать, помогать. Теперь она уверена, что педагогика – её призвание.
– Раньше не всегда умела сдерживать себя, была более эмоциональной, импульсивной. Колледж изменил меня в лучшую сторону. С годами и приобретенным опытом поняла, что надо полагаться на разум. А еще необходимо время, которое помогает все обдумать, взвесить и принять правильное решение. Кроме того, в нашей работе нужна тактичность, сдержанность, корректность. Эти черты я развила в себе благодаря студентам и коллегам, и в жизни они мне помогают.