На фестивале «Ритмы весны», который пройдет c 29 апреля по 1 мая, выступит финский балет из Каяни под управлением первого хореографа КСЦ «Дружба» Елены Сукмановой. Классическая хореография русского балета в исполнении финских артистов – одна из изюминок второго фестивального дня. А для Елены Сукмановой-Кярки выступление её воспитанников в Костомукше – еще и дань уважения городу, где начиналась творческая карьера хореографа.
Труд
Танцевальная школа существует в Каяни при муниципальном музыкальном училище уже 40 лет, но классической хореографией там занимаются только четвертый год. Балетная школа «Kaukametsä» — это сто пятьдесят учащихся от трех до девятнадцати лет. Большая часть детей занимаются танцами для души, но сорок из них, самых одаренных, оттачивают мастерство как в профессиональной балетной школе. И этим специальным классом занимается Елена Геннадьевна: семь раз в неделю, с утра и до вечера, так, чтобы не стыдно было показаться и на профессиональных смотрах, и на балетных подмостках других городов.
– Профессиональный балет – это еще и отбор. Фигура должна быть идеальной. Мы же берем всех, кто хочет и может заниматься, у кого есть желание и потенциал, рассказывает Елена. – Недавно мы были в Вагановском училище, и сначала на нас смотрели, как на провинциалов, но когда мы показали, на что способны, специалисты с удивлением отметили высокий уровень подготовки наших танцовщиц.
Призвание
Елена проработала хореографом в Костомукше два с половиной года, за плечами была только учеба в Петрозаводском училище культуры. «Если бы не поворот в судьбе, — говорит Елена, – я бы в культуре больше не работала».
Но судьба распорядилась иначе. Елена вышла замуж, уехала в Финляндию. А там оказалось, что ее профессия не только востребована, но и дает еще массу возможностей для собственного развития и роста.
– Я могу назвать тебя специалистом высокого класса. Я очень много училась. Все, что есть лучшего в балетном образовании, я прошла, – говорит Елена. – В высшей театральной школе Хельсинки преподавали учителя из Италии, Албании, Канады, причем именно вагановскую систему классического балета. Но за рубежом она преподается анатомически правильно, а здесь, в России, так, что многих ломает. Кроме того, в России балет – это как бы для избранных, а там он для всех. И если ты хочешь учиться, можно попасть хоть куда, все зависит от желания; в помощь тебе и гранты, и субсидии. У меня были большие возможности, и я ими воспользовалась.
Традиции
Так получилось, что хореограф из России теперь ведет школу русского балета в Финляндии и сохраняет традиции классической хореографии.
На фестивале в Костомукше зрители смогут увидеть в исполнении финских солистов балета «Kaukametsä» вариации из балета Чайковского «Спящая красавица», «Умирающего лебедя» Сен-Санса, «Купидона» из балета «Дон Кихот» и другие номера.
– Что самое трудное в работе с финскими детьми? — поинтересовалась я у Елены.
– Самый большой фокус – это научить их дисциплине и привить классическую культуру. Но в Финляндии сейчас мода на балет. Большая востребованность балетных постановок и балетных школ. И наша школа в Каяни достойно отвечает на этот запрос.