«На днях случилось очень неожиданное событие», – пишет на своей странице один костомукшский фотограф. – Служба доставки принесла пакет, а в нем…»
Полгода назад я позвонила Вадиму, отчаявшись найти фотографа для нашего новогоднего проекта. На удивление, Вадим сразу согласился. Бесплатно. Во время работы был пунктуален, деликатен и почти не видим – исчез так же незаметно, как и появился. Очень быстро прислал замечательные фото, на которых наши героини красивые и счастливые. Узнав, что Вадим вошел в число финалистов престижного мирового конкурса, я «постучалась» к нему вновь.
– Зачем фотограф участвует в конкурсах? Какая у вас цель?
– В конкурсах участвовать хорошо, в тех, где есть жюри. А в тех, где просто ставят лайки, я принципиально не участвую, потому что это конкурсы не качественных фотографий, а соревнование «у кого больше друзей». Хочется себя еще оценить, когда себя смотришь, вроде нравится, кажется, что достиг чего-то, а вот когда другие смотрят, отмечают или не отмечают – это стимул развиваться. А тут и конкурс известный и участников много, и жюри.
– Но вы не ради денег?
– Нет, конечно. Было бы приятно получить приз, там большой призовой фонд, но то, что прошел в финал, уже приятно. Из 32715 человек всего 4 или 5 человек из России дошли до финала и попали в эту книгу. Хотя Россия была на шестом месте по количеству участников.
– Как для себя определяете, хорошие фотографии или нет? Каковы критерии?
– Честно, я снимаю, жена обрабатывает. Я когда все отснял, мне кажется, что у меня все плохие получились. А она просмотрит, скажет, нет, все нормально, хорошо. Мне всегда кажется, что что-то не успел, не доработал, а она смотрит, видит, что я хотел показать и подчеркивает при обработке.
Эта же фотография Вадима стала победителем конкурса Русского географического общества и фотоконкурса «Лики земли Карельской»
– Это постановочное фото?
– Да, хотя победителем были в основном репортажные снимки. В этом конкурсе было четыре номинации: «Хеппинесс», «Отец и сын», «Дикий мир» и «Обо всем». Понятно, что в «диком мире» постановочные фото сделать тяжело, но во всех остальных тоже победили репортажные снимки. И они шли в основном из стран Азии: Индонезия, Индия, Бангладеш, Китай, стран, где у людей больше эмоций. У нас и в Европе люди какие-то стали не эмоциональные. Даже свадьбы как-то так проходят… Развести на эмоцию какую-то даже детей тяжело, они сейчас все в телефонах, мало общаются. А в этих странах гаджетов меньше, дети играют, бегают, взрослые общаются. Европейские фото все на грустных эмоциях, сидят печальные, даже если обнимаются. Все как-то больше от трагических, печальных событий идет.
Радости очень мало в европейских фото, а в восточных наоборот. И краски другие совсем, одежды яркие, бегают, прыгают.
Хотя у меня тоже такая фотография не эмоциональная. Наше детство было советское, с палками бегали по гаражам и счастливы были, а сейчас они соберутся и сидят в своих гаджетах.
– А для вас что важнее, идти от документации или от искусства?
– Я стараюсь даже на свадьбах снимать репортаж. Когда я встречаюсь с молодыми заранее, я им говорю: вы не смотрите на меня, меня нет. Вы общайтесь с друзьями, с родственниками, будете смеяться – хорошо, плакать – тоже хорошо. И когда вы будете смотреть фотографии, вы будете смотреть не то, как я вас поставил возле дерева красиво, а вот, здесь мама заплакала, брат. Или друзья когда выходят такие: «мы дружим с первого класса, нам уже по 25 и вот … молодец!» Вы вот это будете вспоминать, а не то, как я вас красиво поставил… Многие идут на это, но также многим нужны постановочные фотографии. Хотя на My Wed (сайт свадебных фотографов), чтобы попасть, нужно было предоставить пять фотографий. Я три раза пытался, меня не брали. Хотя я сейчас смотрю на те фотографии, ну бред, самому не нравятся. Как можно было такое посылать! С четвертого раза я туда все-таки попал. И там тоже берут репортажные, не постановочные фотографии, в движении, с эмоциями, с детьми. Но у нас такие люди, они как увидят, что на них фотоаппарат направлен, они сразу как на паспорт становятся, или отворачиваются, сложно подловить что-то интересное.
– У вас на странице написано, что снимаете одну свадьбу в месяц. Почему?
– Я начинал с любых заявок и заказов, принимал любое количество. Было по 4 свадьбы в месяц вначале. Сроки обработки увеличиваются, этот поток никому не нужен. Хочется больше и красивее, интересней снимать. Очень помогают мастер-классы. Мне везет, вот если мне какой фотограф нравится, к тому я сразу попадаю на мастер-класс. Я был уже на четырех. Когда Эмин Кулиев приезжал, я взял отпуск, поехал в Питер, жара была ужасная, мы где только не лазили, все изможденные, но он мне очень много дал. Это наш фотограф из Баку, а сейчас один из ведущих фотографов в Америке, хотя там тяжело пробиться. Мне его фотографии все нравятся. Это был первый его мастер-класс в России.
Всем, кто у него учился, он предложил взять подборку своих свадебных фотографий, серию, которую мы считаем лучшей.
Он посмотрел и всем сказал: уходите из фотографии, это не ваше. Всем, кто там был. Не лицемерил.
– Вас это не остановило?
– Думаю, никого это не остановило. Все, что он мне дал, я сейчас применяю. Работа со светом, с парами работа, с людьми.
– А как вы работаете на фотосессии с людьми?
– Да в основном все просят – сделай меня красиво, «дорого-богато». У меня, конечно, свои представления, у них свои, но, как правило, губки бантиком и все стандартно.
Поэтому я всем предлагаю перед свадьбой снять лав-стори, вымышленную историю вашего знакомства. Фантазируйте. Одна девушка писала, что мама каждый день пересматривает лав-стори уже почти пол года после свадьбы и плачет. Нет, нам только прогулку. А где? – Ну, где вы посоветуете. – Но у вас же есть свои любимые места. Или давайте просто сядем в автобус и поедем. Такого еще не было, пусть люди на вас счастливых смотрят, улыбаются…
Вадим Леонтьев. Автопортрет с дочерьюВозможностей мало в нашем городе, но фантазия же должна быть!
Три года как я занялся школьной фотографией. Дочь заканчивала 4-й класс, и нам предложили, как всем, три страницы на пружинке. Я сказал, что сам сделаю фотокнигу для класса. И теперь хожу, предлагаю. Прихожу, говорю: «Вы особенный класс, не такой, как другие, вы не похожи ни на кого, придумайте себе сюжет для фотокниги сами, я вас не знаю – у меня не всегда получается придумать то, что вам подойдет… Подумайте, может быть по какой-то книге, фильму, может быть это будут какие-то супергерои. Придумайте, цена не изменится. Может быть, потребуется чуть больше времени на съемку, но мне интересно сделать что-то необычное». Все загораются, но время проходит, родители звонят: «Давайте снимать. – А что будем снимать? – Ну, вот как есть, так и есть, давайте снимать. Портреты и весь класс в полный рост». Я смотрю, у меня уже все книги похожи одна на другую, и мне уже неинтересно. Понравился 9-й класс в Лицее, они в стиле Чикаго 30-х годов все придумали. Парни в шляпах с галстуками, .девчонки стильные прически все сделали. И кто смотрит на эту книгу, говорят: «О! Такое же хочу!» Я говорю: «Давайте, хоть такое, но возьмитесь, подготовьтесь. Сами будете потом всю жизнь смотреть, вспоминать и улыбаться!»
– А вот вы так легко согласились на участие в нашем проекте, какие ощущения?
– Честно, я бы хотел немного побольше еще в непринужденной обстановке пофотографировать.
Я года три назад уже писал, что готов снимать ветеранов дома, совершенно бесплатно. Никто не откликнулся.
Я сходил в совет ветеранов, мне сказали, что осталось их всего три. Я готов был и сейчас поснимать пожилых людей в непринужденной обстановке дома, где много дорогих им вещей и они чувствуют себя свободно. Мне интересно с детьми и пожилыми. Да, с этими дамами было интересно, они даже там, в парикмахерской, так живо болтали! Если будете еще что-то такое неформальное делать, зовите.