В среду в Костомукше высадился целый десант руководителей и специалистов Госкомитета Карелии по строительному, жилищному и дорожному надзору, который мы по старинке называем Госжилинспекцией (ГЖИ) в сопровождении замминистра строительства республики. Во время встречи с представителями администрации, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций гости из Петрозаводска рассказали немало полезного и интересного не только для собравшихся, но и для тех, кто пользуется услугами управляющих компаний, оплачивает счета за воду, тепло и вывоз мусора, делает взносы за капитальный ремонт. То есть для всех.
Каждой аварии – свой срок
В начале встречи заместитель начальника управления нормативно-контрольной деятельности Ирина Силивончик рассказала о последних изменениях жилищного законодательства. Особо остановилась на деятельности аварийно-диспетчерских служб (в Костомукше роль такой службы выполняет ЕДДС) и установленных законом сроков реагирования на заявки. К примеру, при звонке в ЕДСС вам обязаны ответить в течение пяти минут, либо, если все диспетчеры заняты, перезвонить не позднее чем через десять минут. Кроме того, в течение 30 минут после поступления заявки диспетчер обязан перезвонить заявителю и сообщить ему планируемые сроки исполнения этой заявки.
Кроме того, по разным видам аварийных ситуаций существуют жесткие сроки исполнения заявок. Перечислять их не будем, лучше дадим ссылку на замечательную брошюру, которую на встрече раздавали участникам. Выпустил ее в апреле нынешнего года все тот же Госкомитет, название у нее длинное – «Порядок взаимодействия собственников помещений многоквартирных домов с лицами, осуществляющими управление МКД». Полистав, я понял, что брошюра эта должна быть под рукой у каждого. Здесь есть вся необходимая потребителю жилищных услуг информация — от сроков исполнения заявок до порядка обжалования действий УК и защиты нарушенных прав. Очень полезная книжица, рекомендую.
О жалобах и защите прав
Начальник управления жилищного контроля Андрей Нестеров привел статистику обращений в ГЖИ костомукшан. Статистика не самая радостная. К примеру, если в 2018 году таких обращений зарегистрировано 168, то в этом году, по состоянию на октябрь, их уже более 200. При этом, как отметил Нестеров, собственники, прежде чем жаловаться в ГЖИ, обращались с претензиями в свои управляющие компании, но помощи там не получили.
В результате Госкомитетом направлено в управляющие компании Костомукши 21 предписание, составлялись даже протоколы об административных правонарушениях. Директор одной из УК (кто именно – не уточнялось) заработал в этом году два штрафа по 25 тысяч рублей за неисполнение предписаний. Между тем, за подобное поведение руководители УК могут быть даже дисквалифицированы решением мирового суда.
Основные темы жалоб и обращений жителей Костомукши – вопросы содержания МКД, качество обслуживания, просьбы о разъяснении законодательства, и, конечно, начисление платы за коммунальные и жилищные услуги.
Совсем недавно мы рассказывали, что по жалобе собственников дома по улице Пионерской,1 Госкомитет выдал предписание МУП «ЦМР» сделать перерасчет платы за вывоз крупногабаритного мусора. В итоге жителям дома вернули более 70 тысяч рублей. Но, как рассказала начальник отдела надзора и контроля платы Марина Королева, чаще всего доводы заявителей о неправомерности начисления платы не подтверждаются. Более того, бывают обратные ситуации: после проверки выясняется, что управляющая компания выставила счета на меньшие суммы, чем должна была, и в итоге происходит доначисление платы. Зато, если вы все же переплатили, закон позволяет добиться не только перерасчета, но и дополнительной компенсации в размере 50% от неправомерно начисленных платежей.
Не поможет даже Фонд
Только 13 костомукшских многоквартирных домов платят взносы на капитальный ремонт в «общий котел» — Региональный фонд капремонта, рассказала начальник отдела формирования фондов капремонтов Светлана Яковлева. Остальные дома предпочитают накапливать эти средства на спецсчетах. Имеют право, особенно если учесть, что жилфонд в Костомукше относительно новый (разумеется, в сравнении с другими карельскими городами), и, к примеру, на ближайшие три года ни один наш дом не вошел в региональную программу капремонта. А когда деньги на спецсчете, у собственников гораздо больше возможностей использовать их тогда, когда это действительно необходимо. Однако есть тема, где никакие спецсчета не помогут…
Директор УК «Инкод» Сергей Кетов напомнил, что в Костомукше в ближайшее время должны быть выведены из эксплуатации 57 (!) лифтов. При этом лифты у нас большей частью финские KONE, то есть дорогие. И даже если российские заводы возьмутся по спецзаказу адаптировать свою продукцию под наши дома, все равно получится очень дорого – порядка 2,5 миллиона рублей за один подъемник. Чтобы накопить на спецсчете такую сумму, собственникам девятиэтажек потребуется 12-13 лет, при этом забыв о любых других капитальных ремонтах.
Меж тем, в 2019 году в республике по программе капремонта в 39 домах заменено 60 лифтов – в основном в Петрозаводске и Кондопоге. Звучит вроде красиво, однако есть несколько «но». Чтобы попасть в программу, необходимо платить взносы в региональный фонд, а не копить их на спецсчете. Кроме того, перейти обратно на спецсчет можно будет только после того, как стоимость замены лифта покроется взносами собственников, то есть жильцы станут, по сути, крепостными фонда. И откуда у них опять же возьмутся деньги на проведение других капремонтов – тоже непонятно.
В этой ситуации сотрудники Госкомитета руками не разводили, но и особо не обнадеживали. Единственное, на что можно надеяться – некая федеральная программа замены лифтов, которая вроде бы потихоньку зреет в недрах Минстроя России. Подобная ситуация с лифтами — по всей стране, и все понимают, что с этим что-то надо делать. Также не исключен вариант «соломонова решения», при котором будет разрешено еще лет на пять продлить срок эксплуатации лифтов. Речь, разумеется, идет только о тех аппаратах, которые не вызывают сомнений в своей надежности, но все равно выглядит это как попытка найти выход из помещения, окна и двери которого сами же и замуровали.
Обсуждались еще несколько тем, одна важнее другой: платежи юридических лиц за вывоз и складирование мусора, возможность самим решать, когда включать и отключать отопление в городе, а также необходимость строительства в Костомукше объездной дороги. Насчет отопления ответ прозвучала обнадеживающий: не исключено, что ждать указания из Минстроя больше не придется. Что же касается мусора и объездной дороги, то темы большие, и мы в скором времени остановимся на них в рамках отдельных публикаций.