ПРОЦЕСС ВАЖНЕЕ РЕЗУЛЬТАТА?

Одесса, Дерибасовская.

– Вы такси? Отвезете меня в аэропорт?

– Конечно, садитесь!

– Если вы такси, где у вас «шашечки»?

– Не морочьте мне голову! Вам шашечки или ехать?

 

Этот анекдот оброс бородой подлиннее Карабасовой, но, ей-богу, последнее время я цитирую его постоянно. Слишком много поводов дает наша жизнь и наши законы. Вот и последнее рабочее совещание в администрации тут же напомнило старую байку. Обсуждали, между прочим, вещь, по поводу которой смеяться не стоит – двухлетний муниципальный контракт на содержание городских дорог, который предстоит заключать уже в октябре этого года.

 

Ложка меда

После того, как последние два года, особенно последние две зимы, горожане высказывали много нелестного в адрес тех, кто содержит в Костомукше дороги и межквартальные проезды, было решено поискать новые подходы к заключению муниципального контракта. К работе подключились специалисты администрации, депутаты Совета и профессионалы – те, кто, как говорится, «в теме». Собственно, они и собрались вчера на рабочую встречу, чтобы обсудить подготовленный администрацией контракт.

Новое в новом контракте действительно есть, об этом рассказала глава округа Анна Бендикова. Увеличены расценки по многим видам работ – учли рост цен на топливо, зарплату и возросший НДС. Подросли объемы, то есть, иными словами, расширился список улиц, которые необходимо содержать – в основном, за счет районов индивидуальной жилой застройки. Изменена в большую сторону периодичность мероприятий по подсыпке дорог, расчистке зон видимости, остановок, пешеходных переходов и подходов к ним. Кроме того, добавлены объемы вывозки снега – в первую очередь с «проблемных» улиц.

Начальник управления городского коммунального хозяйства и строительства Дмитрий Анисимов добавил, что особое внимание в контракте уделено качеству работ, контролю за их проведением и штрафам за неисполнение контракта. И добавил при этом, что Положение о качестве на этот раз делать было чуть проще, поскольку с 1 июля вступает в силу новый ГОСТ по эксплуатационному состоянию дорог, и он «закрывает» многие спорные моменты, которые раньше возникали во взаимоотношениях между заказчиком и подрядчиком.

 

Уборка снега

 

А что поменялось?

– Это все хорошо, но логистика-то не поменялась совершенно! – воскликнул председатель Совета Виктор Сахнов. – То есть так же подрядчик будет ждать команды, вместо того, чтобы отвечать за содержание, а потом, в кризисной ситуации, ничего не будет успевать…

– Мы ведь еще раньше говорили: необходимо разбить контракт на несколько лотов, – поддержал Сахнова директор нынешнего подрядчика — компании «Лесфорвард» — Сергей Кетов. – Это надо делать обязательно! Поймите, сейчас, когда мы берем на какие-то работы субподрядчиков, получается, что и сами платим налог с оборота, и подрядчик тоже платит с полученной от нас суммы. В итоге там, где он мог бы получить 200 тысяч, он получит только 180 в лучшем случае. А при тех расценках, что предложены в контракте, субподрядчиков будет не найти. И технику никто под такой контракт закупить не сможет. Город так устроен, что территориальное разделение по видам работ просто необходимо!

– Так а вы уверены, что в городе найдется несколько подрядчиков, готовых пойти на конкурс? – спросила Анна Бендикова.

 

дороги зима георгиевкий

 

Собравшиеся стали уверять, что потенциальные подрядчики найдутся. Кроме того, выяснилось, что вариантов разбивки контракта на отдельные лоты – несколько. Один из них еще в апреле предложил директор ИНКОДа Анатолий Насонков (правда, сразу заявил, что в конкурсе в любом случае участвовать не намерен, и его служебная записка – это просто видение и мнение профессионала, который много лет занимался содержанием и ремонтом дорог).

Если вкратце, то предложение Насонкова заключается в том, чтобы лотов было четыре или пять. Главный, самый большой – на содержание магистральных дорог и вывоз снега. Остальные, поменьше – содержание всех остальных зон: районов ИЖС, поселка Контокки и дороги к нему, района у вокзала, Заречного и так далее.

Выслушав Анатолия Насонкова и мнения других собравшихся, представители администрации согласились, что, пожалуй, можно попробовать разбить контракт на лоты. Главное, чтобы нашлись потенциальные подрядчики. Но самый больной вопрос, который то и дело возникал по ходу обсуждения, так и остался пока без ответа. Тот самый вопрос, что заставил меня вспомнить анекдот, процитированный выше.

 

Город Костомукша зима дорога (17)

 

Сметы или метры?

Вот скажите, дорогие костомукшане, вам зимой что нужно? За всех не скажу, но уверен, что большинство меня поддержит. А мне важно, чтобы утром я мог проехать по прочищенной уже дороге, чтобы мог подняться в горку на машине и не уйти в занос в повороте. А еще – чтобы ребенок, торопясь в школу, не поскользнулся на тротуаре или «намыленной» проезжей части на переходе, и чтобы на этом переходе его видели водители. И чтобы водитель автобуса, подъезжая к остановке, не вынужден был предпринимать героические усилия, пытаясь не наехать на тех, кто этот автобус ожидает; и чтобы пассажиры спокойно заходили в салон автобуса, а не съезжали под колеса. Да, ну и снег чтобы вывозили по мере его накопления.

В общем, мне совершенно не важно, увижу ли я на дорогах технику, чтобы возрадоваться: о, начали чистить! Мне просто надо, чтобы было вычищено; важен результат, а вовсе не процесс.

 

Игорь Георгиевский

 

Однако все у нас завязано именно на процессе. Весь контракт – это, по сути, огромная смета по видам работ, с нормативами и расценками.

Нет, я не против сметы, нормативов и расценок. Без них невозможно было бы определить стоимость контракта в целом. Но ведь и дальше идет все от сметы, от процесса: выполнил «объемы», тебе подписали акты, получил деньги. И на первый взгляд, что тут такого неправильного?

– Поймите, контракт должен быть привлекательным для подрядчика! Иначе вам самим придется брать в руки лопаты и идти чистить город! – под этими словами Анатолия Насонкова я готов подписаться сто раз.

Дело в том, что расценки по некоторым видам работ в предлагаемом контракте таковы, что выполнять их – почти всегда себе в убыток. Или, как минимум, «по нолям». Но можно, например, при заключении контракта не разбивать его строками сметы, а определить суммарную стоимость зимнего или летнего содержания квадратного метра дороги (пусть с разницей в цене по видам — магистральные, например, или внутриквартальные), включить в это содержание все – и расчистку, и противогололедные мероприятия, зоны видимости и прочее. В этом случае критерий будет только один: сделано или не сделано. Если все расчищено, подсыпано, вывезено, нет нареканий от ГИБДД и других контролирующих органов – спасибо, получите, распишитесь.

 

Игорь Георгиевский

 

Но самый «затык» в предлагаемой системе, самое слабое в ней звено для администрации – это равномерные платежи каждый месяц, исходя из общей суммы контракта. Все почему-то сразу начинают говорить: а как же платить, если снега не будет? Подрядчики получат лишние деньги, ни за что? А как мы будем «закрывать» им объемы выполненных работ? Что по этому поводу скажет прокуратура?

А если с другой, рациональной стороны посмотреть? Да, в ноябре, предположим, снега будет мало, и подрядчик получит больше, чем реально заработал. И в декабре такое может случиться. Но в феврале-то, в марте он будет пахать по 24 часа в сутки, иначе нарушение контракта и огромные штрафы, которые всю его предыдущую прибыль нивелируют! И уже его забота – как мотивировать работников, где брать технику, как справиться с таким объемом. Назвался груздем, как говорится…

А в предлагаемых сейчас условиях, уверены собравшиеся, найти подрядчиков на уборку костомукшских дорог с осени 2019-го по осень 2021-го будет очень и очень сложно.

 

Представители администрации почти уверены, что на такой вариант работы с подрядчиками и оплаты выполненных работ они пойти не смогут: не позволит закон. Мол, когда выполняются контракты с частными компаниями – это да, возможно. А вот когда речь о бюджетных деньгах – нет, никак. Не исключено. Хотя, откровенно говоря, никто пока не доказал, что это именно так, а не иначе. Хорошо уже, что администрация не стала говорить однозначное «нет», а согласилась изучить муниципальные российские практики, чтобы понять, насколько такой подход в принципе возможен.

Фото Игоря Георгиевского и из архива редакции

Оцените статью
64 параллель онлайн