Прямой эфир – сплошной адреналин, признаются ведущие «Местного радио». Произойти может все что угодно, поведение гостей невозможно предугадать. При этом ведущий должен оставаться невозмутимым – по крайней мере, так должно казаться по его голосу.
В свой профессиональный праздник работники «Местного радио» рассказали, какие неожиданности случаются с ними на работе и на какие хитрости они идут, чтобы эфир прошел без сучка и без задоринки.
Они встают в пять утра, чтобы разбудить нас и поднять нам настроение. Ставят для нас любимую музыку, рассказывают о главных событиях в жизни города, дарят щедрые подарки.
Мы никогда не видим их, но каждый день слышим в эфире.
Знакомьтесь – команда «Местного радио»:
Это не работа, а образ жизни
Все, что вы слышите в эфире – передачи, конкурсы и выпуски новостей – готовят сами радиоведущие. Никто не приносит им на блюдечке красивый текст или зажигательный конкурс. Поэтому подготовка к эфиру занимает много времени. Какие-то идеи приходят и в выходные, и в отпуске.
– Радио – это не работа, а образ жизни, – рассказывает музыкальный редактор, ведущая Ирина Панова. – Даже в отпуске в другом городе, слушая местные радиостанции, я автоматически анализирую эфир. «Ага, у них вот эта песня звучит, а у нас ее нет». Или «у них вот так хит-парад составлен»… Или играет какая-то музыка, потом заканчивается, и я мысленно начинаю из этой песни «выходить»: думать, что бы я сказала сейчас в эфире.
– Да, я согласна с Ирой, – говорит радиоведущая Елена Хмелевская. – Я замечала, что, листая новостную ленту ВКонтакте, непроизвольно думаю, как и что можно использовать для эфира. Или, к примеру, участвую на свадьбе в конкурсе и тут же думаю, как можно обыграть его для радио.
Прямой эфир – сплошной адреналин
Ведущие «Местного радио» – люди опытные, они не дрожат перед выходом в эфир. И признаются, что главный кайф от их работы именно в непредсказуемости прямого эфира, когда в любой момент что-то может пойти не так.
Обычно гостей приглашают немного пораньше, чтобы заранее перед передачей обсудить тему разговора. И бывает, человек живо, интересно говорит до эфира, но, едва попав в радиостудию, от волнения забывает все слова.
Что делать в таком случае, точно знает ведущая Екатерина Бажова:
– Можно попробовать перевести диалог на отвлеченную тему, просто поговорить «за жизнь». Как правило, это помогает. И еще – очень важно перед эфиром долго не обсуждать тему передачи, чтобы человек не выговорился заранее.
Сами гости, когда выходят из студии после прямого эфира, нередко признаются: «Фу-ух… Семь потов сошло, на пять килограммов точно похудел».
Иногда приходится импровизировать, спасая эфир.
Однажды во время интервью ведущая не смогла сдержать кашель. Она жестом показала гостю продолжать рассказ, залезла под стол подальше от микрофона и лишь тогда позволила себе прокашляться. Пришла в норму и как ни в чем ни бывало продолжила диалог.
Еще одну забавную историю о «живом» эфире поведал звукорежиссер Евгений Курочкин.
– Как-то летом Лена Хмелевская читала новости. Прямой эфир. Жарко, в студии открыто окно. Я куда-то отвлекся в компьютер, поднимаю взгляд на Елену и вижу ее огромные глаза. А по ней ползает во-о-от такая вот огромная оса, – Женя показывает размер шершня. – Несмотря на весь ужас на ее лице, Лена все-таки дочитывает новости до конца. Потом вскакивает, выкидывает осу в мою студию и захлопывает дверь. Если бы она этого не сделала, я бы реально ей памятник поставил за мужество и профессионализм.
Люди – это открытие
Общение с ними – главный источник вдохновения радиоведущих.
– Я обожаю, когда звонят в эфир и рассказывают свои истории, – говорит Елена Хмелевская. – Это прямо как вести с полей получаются. Может позвонить слушатель с границы и поделиться с нами: «Вот едем на праздники к маме в Финляндию. Тут такая пробка! Передо мной сорок машин, нам по ходу еще полтора часа стоять». В утренние эфиры звонят девочки из «АЕКа» и рассказывают какие-то производственные моменты. Мне все интересно, я прямо погружаюсь в жизненные истории.
– Благодаря моей работе для меня по-другому открываются люди, – делится Екатерина Бажова. – Приходит гость в студию – клерк, «белый воротничок», менеджер на каком-то предприятии. А в ходе разговора выясняется, что он живет такой насыщенной жизнью! Объездил полмира, побывал в Мачу-Пикчу, увлекается регби. Человек открывается тебе совсем с другой стороны.
– Нам очень важна обратная связь, – добавляет Ирина Панова. – Мы понимаем, что не зря работаем, когда нам говорят, например, «мама плакала после того, как ее в эфире поздравили с Днем рождения». Или когда звонят победители конкурса и искренне благодарят за выигранный приз.
– Для некоторых людей радио – это собеседник, – отмечает Екатерина. – Однажды к нам пришел молодой человек подшофе и говорит: «У меня сегодня День рождения. Пожалуйста, поздравьте меня на радио». И начал какие-то деньги пихать.
– А у меня постоянно звонил один и тот же парень и каждый раз просил поздравить своего друга: то с Днем рождения, то с женитьбой, то с уходом в армию. Я потом уже объяснила, что не нужно выдумывать повод: можно просто позвонить и заказать песню, – рассказывает Ирина.
Только цензурные слова
В жизни мы нередко слышим красное словцо от соседа, знакомого, да и сами можем «приукрасить» свой рассказ. Но как проконтролировать речь людей, которые общаются с вами в прямом эфире?
По словам ведущих, такой проблемы нет. За все годы работы радиостанции – с 2003 года – матерные слова прозвучали в эфире всего пару раз. Один раз человек попросту не сдержался и произнес «б…-муха» во время интервью.
А второй раз в прямом эфире материлась легендарная рок-группа.
– Три минуты до эфира, группа «Воскресенье» сидит в студии, я включаю в качестве шапки песню Никольского «Музыкант», – вспоминает Евгений Курочкин. – И тут наши гости бросают наушники и начинают орать матом. – Оказывается, мы не учли одного момента: они уже не один десяток лет в ссоре с Константином. Я тут же увел микрофон – лучше пусть будет небольшая заминка, чем мат в эфире.
Звукорежиссеры остаются за кадром
Мы вроде как и не замечаем их работы. Но именно эти люди отвечают за качество звука, за музыкальность, яркость эфира.
– У нас очень чуткие звукорежиссеры, – считают девчонки-ведущие. – По малейшему знаку они улавливают, что сейчас нужно поставить отбивку, музыку какую-то. Или могут просто включить любимую песню, чтобы поднять нам настроение.
Но такое взаимопонимание сложилось не сразу.
– Один из первых в моей жизни эфиров в качестве звукорежиссера пришелся на 8 марта, – рассказывает звукорежиссер Даниил Бриллиантов. — Тогда я не знал всех тонкостей. Что если сегодня праздник, то начинать передачу должна какая-то тематическая песня. У меня заранее были набиты все композиции для эфира. Ведущая произносит речь – поздравляет всю женскую аудиторию с 8 марта – и эфир разрывает песня Status Quo «You’re in the army now» («Теперь ты в армии»). После были ожесточенные споры, подходит ли эта песня к 8 марта. Обсудили все, пришли к согласию. Теперь периодически даже шутим на эту тему.
«Местное» всегда рядом
– Мы говорим в эфире о том, что волнует костомукшан. В этом фишка нашей радиостанции, – считает Елена Хмелевская. – К примеру, еду я на работу, вижу, что у пешеходных переходов появились желтые мигающие сигналы. И понимаю, что горожане сегодня будут обсуждать новшество с соседями, коллегами. И это точно станет темой нашего утреннего эфира. За счет таких локальных тем местные радиостанции всегда будут иметь успех.
«Местное радио» существует с 2003 года. 22 января 2020 года станция начала вещание в посёлке Калевала. И это только начало.
– Мы будем и дальше расширять зону нашего вещания, – поделилась планами главный редактор Юлия Семихина.
Сегодня в Карелии есть только три радиостанции со 100-процентным собственным вещанием, и две из них – «Местное радио» и «Вторая волна» – работают в Костомукше.
Напоследок
Дети о работе наших радиоведущих:
- «Мама послушала песни на работе и пошла домой».
- «Моя мама работает говорилкой на радио».
- «Мама приходит на работу, с мальчиками хохочет и песни слушает».