Деревня с медвежьим духом

, KOTIMUA

В Суднозере отметили престольный праздник деревни – Успение пресвятой Богородицы.

Костомукшский городской округ богат на самобытные карельские места. Одно из них – Суднозеро. Успение пресвятой Богородицы издавна является престольным праздником деревни. После ликвидации поселения в советское время его не отмечали, а в 1992 году род семьи Лесонен возродил древнюю традицию. В субботу, 27 августа, семья Лесоненов, участники общества карельской культуры Viena и гости из Вокнаволока и Костомукши собрались вместе, чтобы отдать дань обычаю.

Празднование началось с установки деревянного информационного знака возле Поньгагубы. На нем на карельском языке обозначено название Суднозера и указано расстояние до деревни. Знак изготовил житель Вокнаволока Александр Валтерович Лесонен в рамках проекта «Мы карелы», который реализуют участники общества Viena и Фонда Архиппы Перттунена.

В самой деревне возле старинной часовни, построенной в честь Николая Чудотворца, у 500-летних сосен звучал карельский язык и карельские песни. Хранитель деревни Александр Александрович Лесонен рассказывал о своём роде, о поселении, о людях, когда-то его населяющих.

 

– В XV-XVI веках в эти красивейшие места, в которых когда-то жили саамы, пришел карел Хоско Лесонен и основал здесь деревню. Приплыл он в благодатные места на долблёнке. Хоско обосновался в Суднозере на долгие годы и дал родовую землю всем своим будущим поколениям. Карелы принесли с собой земледелие, стали выращивать репу, а позже и зерновые культуры. На архивном фото 1894 года видно, что в Суднозере колосится рожь. Именно благодаря Варахвонте Лесонену из Суднозера, потомку Хоско, известный финский фотограф и исследователь карельской культуры Инха узнал Беломорскую Карелию, – говорит Александр Лесонен.
Первый житель деревени Хоско был предсказателем и знахарем. Он сказал, что Суднозеро будет трижды покинуто, так и случилось. В первый раз деревня опустела в гражданскую войну, затем в Великую Отечественную, а после ее окончательно ликвидировали в 60-е года XX века как бесперспективную. И только в 1991 году потомки рода Лесоненов, которые родились в этих местах, вернулись на малую родину и стали возрождать деревню, бережно сохранять ее историю и продолжать карельские традиции своей семьи.

У рода Лесоненов есть свой герб и флаг. На празднике он был торжественно поднят на флагштоке самым старшим и самым молодым представителями рода. На флаге изображён медведь на фоне трёх цветов, которые символизируют огонь, лес и чёрную пашню.

Кстати
В Суднозере собраны редкие руны из цикла «Медвежьего праздника». Медведь является символом деревни и всего рода. Его почитают и уважают. По легенде, самый первый и загадочный житель этих мест появился от союза медведя и лешего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проверка орфографии на сайте.

Добавить комментарий