МАСКА ПО ИМЕНИ «MEČÄNIŽÄNDY»

Маски для карелов – предмет мистический. Деревянная личина одновременно пугает, смешит и напоминает об истории и фольклоре народа.

 

Лес и руки – все, что нужно

Ремесло отражает суть культуры и традиций карелов. Карельские ремесла неразрывно связаны с лесом, с деревом. Плотницкое мастерство умельцы могут демонстрировать при изготовлении лодок, саней, предметов быта, музыкальных инструментов.

Но есть у карелов и тайная сторона жизни, связанная с обрядностью, языческими верованиями, далекой стариной. Здесь без ремесел тоже не обойтись. Например, в день сбора урожая Кегри люди прятали лица, в шутку меняли свою сущность. Самодельная маска помогала сделать это лучше всего.

 

Результат на лицо

Сейчас среди молодежи возобновляется интерес к этому ноябрьскому празднованию. Житель Костомукши Андрей Пономарев, например, подготовился к Кегри уже летом. Молодой человек – столярный умелец, сам делает традиционные для карелов и финнов смычковые инструменты – йоухикко. Но на этот раз Андрей решил попробовать свои силы в изготовлении маски ряженого. Его работа называется «Mečänižändy», что в переводе с карельского означает «леший» (хозяин леса).

Для создания маски понадобились сосна из разных районов Карелии, стамеска и лобзик, а еще около восьми часов свободного времени. Андрей отрубил топором с чурки кусок дерева, принёс домой, выпилил форму. Разложил перед собой, прикинул по своему лицу, где у маски будут располагаться глаза и нос, взял стамеску и начал вырезать.

Андрей говорит, что в процессе работы ему всегда помогает прослушивание музыки. Некоторые этапы хорошо проходят под дэт-метал и блэк-метал, а другие укладываются под спокойную инструментальную и народную музыку. Он любит работать руками и уверен, что качественные этнические изделия делают республику узнаваемой и неповторимой.

 

Что за праздник – Кегри?

День Кегри назван так в честь его центральной фигуры – мифологического божества. Предполагается, что он был покровителем домашнего скота и зерновых культур. История этого дня уходит вглубь веков, раньше она была связана с серьезными для карелов ритуалами. До наших дней дошла развлекательная часть Кегри – шуточное перевоплощение в мифических существ и животных с помощью масок.

 

Легенда о лешем и деревянной маске,
услышанная автором текста от лесной сойки

Шёл по лесу карельский мастер Ontrei. Видит, сидит у озера леший, чешет свои рога о старую сосну. Подкрался Ontrei к нему ближе, тот заметил его и испугался. Настоящий леший – существо очень пугливое. Хотел убежать он далеко в лес, но рога застряли в толстой коре дерева. Дёрнул леший сильно головой, чтобы освободиться, да прогадал – тело его высвободилось из западни и убежало куда-то на север, а голова так и осталась в сосне. Превратилась она в деревянную маску «Mečänižändy». Подошёл к ней Ontrei, легко выдернул из ствола и забрал себе. Забавы ради вырезал он для маски трубку смолокурительную, чтобы ей веселее стало. А за лешего не переживайте! Через несколько дней у него выросла новая голова, ещё лучше прежней. Такие они – лешие.

Александра ЛЕСОНЕН

Оцените статью
64 параллель онлайн