Отелло будет предан дважды

В Культурно-спортивном центре «Дружба» вовсю идет подготовка спектакля по пьесе Уильяма Шекспира «Отелло». Актеры Народного театра драмы и комедии представят премьеру уже в эти выходные. Режиссер постановки Александр Коктомов рассказал «64 параллели», как готовился спектакль, чем сложна работа с актерами-любителями, и почему их нельзя недооценивать, и зачем театры ставят «Отелло» снова и снова. 

Премьера спектакля «Отелло» состоится 26 и 27 марта. Казалось бы, нет разницы, в какой день смотреть постановку, но режиссер решил внести «изюминку». Это будут две разные подачи трагедии, ведь одного из героев играют два разных актера. В субботу роль поручика Яго сыграет Денис Начевный, а в воскресенье – Антон Хуснуллин. 

Другие роли исполняют уже многие известные зрителям артисты Народного театра драмы и комедии Костомукши – Евгений Лунев, Максим Абрамов, Евгений Курочкин, Максим Кравченко, Виктор Водвуд, Сергей Караулов, Артем Сибилев, Александр Коктомов, Лидия Казачкина, Елена Володина, Светлана Жегалина, Роман Пеккоев, Алексей Трус, Людмила Коратаевская. 

Перед репетицией пьесы режиссер, заслуженный работник культуры Республики Карелия Александр Коктомов рассказал об идее спектакля, о подготовке к нему и об атмосфере на театральной площадке. 

Почему вы решили поставить именно трагедию «Отелло»?

– Есть вещи вечные, которые были, есть и останутся по сути неизменными. И, наверное, говорить о вечном лучше, чем о преходящем. Трагедия «Отелло» написана 500 лет назад, и она до сих пор остается актуальной. Там описаны взаимоотношения людей, бесконечная вера и недоверие человека. Мы можем такое наблюдать и в наши дни. Вот поэтому, наверное, мы выбрали «Отелло»

 Добавили ли вы что-то свое в сценарий или оставили все по классике?

– Понимаете, в качественной драматургии и вообще у хорошего искусства произведения самодостаточны. Мы не осовременивали текст, не пытались внести какие-то модные штучки. Так как сама по себе пьеса сложна для восприятия, мы сделали текст сценария более динамичным: из пяти действий сделали два, а также убрали то, что, с нашей точки зрения, утяжеляет понимание из-за изменения эпохи.

Трагедия "Отелло"

 Сколько понадобилось времени, чтобы поставить трагедию?

– Идея поставить трагедию «Отелло» пришла два года назад, но тогда это было невозможно сделать из-за эпидемической обстановки. Мы попробовали собраться в прошлом году, но тогда снова все закрыли. Кажется, что времени было много, но фактически мы работаем над постановкой только с начала ноября. Это короткий срок, но мы все интенсивно готовились. Посмотрим, что из этого получится. 

 Трагедию играют любители или профессионалы?

– Профессионалов практически нет в нашем Народном театре драмы и комедии, в основном все любители. Если кто-то и учился в театральном институте, тот же самый Максим Абрамов, то сейчас они занимаются другим делом. Поэтому да, все любители, но настоящие. Например, тот же Евгений Лунев больше сорока лет играет в народном театре. Кстати, за эти годы в театре было поставлено более пятидесяти полнометражных спектаклей. В свое время я поставил около двадцати. Пять лет назад мы на фестивале за пять дней отыграли пять разных постановок в «Дружбе» и в музыкальной школе. И это любительским составом!

Трагедия "Отелло"

 Как вам работается с этими актерами? 

– В профессиональном театре в большей степени актер создает образ, а в любительском очень важно, чтобы образ «попал» на актера. В этом и состоит успех. 

А то, что с ними совершенно сложно, это да. Так как они любители, у них есть другая основная деятельность, где они работают в разные смены и на разных предприятиях. Например, когда мы ставили «Ревизор» Гоголя, мы в первый раз собрались вместе даже не на генеральной репетиции, а только на премьере. Вот и сейчас почти такая же ситуация складывается. Одни уходят в ночную смену, другие в дневную, и как их соединить – вот вопрос. 

Время действительно изменилось: раньше людей, которые принимали участие в творческих постановках, спокойно отпускали с работы. Сейчас с этим сложнее.

Да и характеры у всех актеров разные. На одного можно рыкнуть, а если с другим так себя повести, то он развернется и уйдет. Поэтому со всеми нужно быть ласковым, хвалить и прочее. 

А еще режиссеру нужно понимать, как далеко то, что получается, находится от того, что хочется в итоге получить. Чем меньше это расстояние, тем успех ближе. 

– Каково это – играть Шекспира, когда его уже сыграли почти все?

– Хочу заметить, что немногие наши актеры смотрели фильмы и спектакли по «Отелло». Я не запрещаю этого делать, потому что мы все равно по-своему играем и делаем постановку. Но почему его играют снова? Потому что это можно делать бесконечно, и каждый видит в этом что-то свое, свои акценты. Такую драматургию интересно играть, потому что она настоящая! Там чувства и страсть, которые задевают и актеров, и зрителей. 

Трагедия "Отелло"

– В вашей постановке одного героя играют два разных актера. С чем это связано?

– Это сложность, которую мы сами себе, видимо, придумали. Но два разных актера – это два разных спектакля. Хоть они и репетируют вместе, все равно это будут два разных образа и две разные ситуации. И мне еще показалось, что тут немного сыграет маркетинговый ход, чтобы кто-то захотел посмотреть на Дениса Начевного, на его интерпретацию трагедии, а в другой день – на Антона Хуснуллина. Да, такая идея нам в два раза усложнила работу, но мы это героически преодолеваем. 

Я думаю, что другим актерам было интересно работать и с Денисом, и с Антоном, ведь они разные по темпераменту, играют по-разному. Когда мы общаемся с человеком в жизни, мы привыкаем к нему, выстраиваем определенные отношения. То же самое происходит и на сцене. А так как здесь в одной роли два человека, всем актерам приходится перестраиваться, подстраиваться и к Яго, и друг к другу, так одна роль меняет игру всей группы.

В любом случае, это необычный эксперимент. Не знаю, насколько он удачен, но почему бы не экспериментировать, когда есть возможность. 


Мнение

Денис Начевный, актер:

– Злодеев играть всегда интереснее, потому что они ярче других героев. Вообще, если сыграл так, что в тебя захотели плюнуть в конце спектакля, если всем цветы подарили, а тебе нет, это значит, что ты хорошо вжился в роль. Подлеца надо уметь сыграть. А что положительный персонаж? Ну ты вышел, и везде кругом положительный, хороший, для меня это скучно.


Денис Начевный и Евгений Курочкин

– Какая роль самая сложная в этом спектакле?

– Знаете, самые сложные роли не главные. Я считаю, что самые сложные роли у тех персонажей, кто играет в эпизодах. Эти актеры должны находиться практически постоянно на сцене. Чаще всего у них мало реплик, но от них зависит многое, потому что любое их выпадание из роли разрушает всю атмосферу спектакля. Это очень сложно. Как говорил Константин Станиславский: «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры»

Вообще у Шекспира сложно сыграть за два часа путь от любви до ненависти и смерти, путь предательства, передать логику действий. Быстро показать человека, у которого заложено желание сделать какую-то гадость, тоже сложно. 

– А кипят ли страсти за кулисами, или на репетициях дружеская атмосфера?

– Все общаются дружно. Многие актеры у нас с большим чувством юмора, поэтому иногда они на репетициях из трагедии делают комедию. Пока я даже не ощущаю конкуренции между Денисом и Антоном, которые играют Яго. У них дружеские отношения и желание помочь друг другу. Здесь собираются действительно друзья по духу, и не для того, чтобы просто сыграть свою роль, а, в первую очередь, чтобы быть причастными к этому событию. 

Трагедия "Отелло"

– Есть ли в этом составе актеры-новички?

– Да. Актриса Лидия Казачкина, которая играет Дездемону, впервые будет выступать в театральной роли, и сразу в такой большой. Некоторые актеры в эпизодах тоже выступают впервые, а уже в конце подготовки к нам на репетицию пришли двое новеньких ребят из колледжа. Им всё интересно, они вливаются в свои роли. Может, они новички в театре, но, возможно, уже участвовали в каких-то мероприятиях. 

Конечно, с новичками порой сложно работать. Главная проблема в том, что много сил уходило на механическую работу: текст выучить, научиться делать самые какие-то элементарные вещи вместо того, чтобы оттачивать игру. И это при том, что мы торопились поставить спектакль, времени было в обрез.

Трагедия "Отелло"

– Кто создает костюмы для вашей трагедии?

– С костюмами нам помогает гениальная Галина Ракова. Она из ничего умеет создавать шедевры. У нее золотые руки и голова, поэтому я спокоен за костюмы. Конечно, они не шьются специально, как в театрах, здесь их делают из подбора. 

– Сколько вы уже поставили спектаклей?

– Здесь, в Костомукше, я поставил как минимум 20 спектаклей с 1989 года, не считая КВНов, шоу и прочего. Были и «Женитьба Фигаро», и «Ревизор», и «А зори здесь тихие», и «Тартюф» и другие. Сейчас я живу в Петрозаводске, времени у нас не так много, но по возможности стараюсь работать с костомукшским театром. 

Какие планы на будущее?

– Глобальных планов нет. Сейчас важно только одно, чтобы премьера состоялась и прошла достойно! 


Начало спектакля 26 марта в 17:00, 27 марта – в 15:00. Билеты в продаже в кассе КСЦ «Дружба».

Спектакль состоится при поддержке «Кала я Марьяпоят», «Инженерной компании» и «Карельского Окатыша».  

 

Оцените статью
64 параллель онлайн