Более трех месяцев Евгений Черняков выступает лидером блока Downstream в должности заместителя генерального директора «Северстали» по продажам и операциям. Он рассказал изданию «Металлоснабжение и сбыт», как «Северсталь» приспосабливается к новым условиям, в каких сегментах возможен рост металлопотребления, и какие решения компания предлагает своим клиентам в качестве замены импорта.
— Как компания перестраивает цепочки поставок в текущих условиях?
— Ситуация очень непростая, особенно для таких компаний — крупных экспортеров, как «Северсталь». Мы столкнулись с рядом масштабных вызовов: закрытием традиционных для нас экспортных рынков, нарушением цепочек поставок, возросшей конкуренцией на внутреннем рынке. Наши приоритеты в этой ситуации — cохранить производство, людей и выполнить все обязательства перед партнерами.
Сейчас мы работаем над поставками в Азию, на Ближний Восток, в Северную Африку и Индию. Мы видим спрос на нашу продукцию, считаем, что благодаря нашей эффективности можем быть конкурентоспособны на любых рынках. Серьезным препятствием для нас на сегодняшний день является аномально сильный рубль; надеемся, что валютный тренд в ближайшее время развернется. Мы также выстраиваем новые партнерства и логистические цепочки, чтобы снизить негативные последствия для компании от внешних факторов.
Наконец, на российском рынке мы ожидаем роста спроса за счет реализации крупных нацпроектов. Также нам предстоит по-новому взглянуть на сотрудничество с партнерами в странах СНГ. «Северсталь» сейчас присутствует на рынках Беларуси, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии как поставщик продукции для строительной и машиностроительной отраслей.
Мы рассчитываем расширить свое присутствие в сегменте продукции для нефтегазового рынка СНГ и стать одним из поставщиков металлопродукции для инфраструктурных проектов региона. Мы намерены продвигать комплексные решения, включающие проектирование объектов, производство и поставку металлопродукции, изделий и решений на ее базе, а также их адаптацию с учетом индивидуальных потребностей заказчика. Наиболее крупными рынками являются Казахстан и Узбекистан.
— В чем причина нынешнего падения видимого спроса на сталь в России?
Снижение спроса на российском рынке — ключевая проблема для российских металлургов. Частично эта проблема компенсирована отсутствием импорта: доля импорта в потреблении составляла более 10%. Тем не менее мы ожидаем падения в этом году примерно на уровне 15 %. 2022-й начался очень позитивно — ростом потребления стали на 13 %. Во втором квартале мы увидели резкое изменение тренда: спрос упал, а те цифры, которые мы получали на данный момент, говорят о том, что мы можем ожидать сохранения этого негативного тренда до конца года.
Думаю, что можно отметить три ключевых фактора, которые повлияли на падение спроса.
- Во-первых, высокий уровень импортозависимости. Разрывы цепочек поставок из-за рубежа создают серьезные трудности для большинства отраслей.
- Во-вторых, высокая ставка рефинансирования и рост неопределенности привели к приостановке проектов с участием частного капитала.
- В-третьих, высокий курс рубля. Хотя мы, «Северсталь», входим в Топ-3 мировых компаний по экономии издержек, даже мы при текущем курсе рубля, при резко выросших расходах на логистическую цепочку, на перевалки, на доставку не можем эффективно продавать на дружественных нам рынках, особенно на дальнем экспорте.
На 15% снизится доля импорта в потреблении в 2022 году
— Что нужно сделать для того, чтобы поднять потребление в России? Что может выступить локомотивом в развитии экономики?
— Мы поддерживаем инициативы Правительства РФ по увеличению металлопотребления в России и принимаем активное участие в реализации инфраструктурных проектов и инициатив в области жилищного строительства.
Инфраструктура для нас является ключевым направлением: дорожное строительство, обустройство портовой инфраструктуры, нефтегазовая транспортная инфраструктура — это очень металлоемкие сегменты. С помощью нашего металлопроката можно решать широкий спектр задач при возведении объектов. У нас есть специальные продуктовые линейки атмосферостойких и высокопрочных сталей. Безусловно, мы готовы на берегу договариваться о параметрах проекта, проговаривать всю линейку металлопродукции и изделий из нее, а также фиксировать позицию на весь проект. Это позволяет не только обеспечить требуемые экономические параметры, закладываемые без качелей по ценам, но и выстроить равномерное обеспечение продукцией строительство объекта с использованием своей сети складов и партнеров. На данный момент мы обладаем настолько широкими компетенциями, что можем взять на себя все функции, связанные с реализацией крупных инфраструктурных проектов – от проектирования до управления объектами.
Еще одним перспективным сегментом является жилищное строительство. В европейских странах, в Америке, в Китае металлопотребление в строительстве в шесть раз больше, чем у нас. Для России это вдвойне актуально, поскольку более 50% стали используется в строительной отрасли. Сейчас ежегодно вводится 90 млн кв. метров жилья, причем больше половины — это индивидуальное жилищное строительство. Российские девелоперы и строители только сейчас начинают понимать выгоды стального строительства.
>50% стали в России используется в строительной отрасли
Проект жилого многоэтажного дома, который сейчас реализует «Северсталь» в сотрудничестве с одним из девелоперов, подтвердил экономические преимущества стальных решений по сравнению с традиционным монолитным железобетоном при той же конфигурации и площади здания. Сравнительный анализ проектов показывает увеличение стоимости стройматериалов и конструкций на 10 %, однако за счет сокращения втрое сроков строительства от земляных работ до чистовой отделки смета строительства уменьшается на 15 % — и это без учета выгоды от высвобождения полезной площади (4-5 %), которая принесет дополнительную прибыль при продаже квартир. Кроме того, существует ряд дополнительных преимуществ стальных решений, такие как заводской контроль качества конструкций, круглогодичный цикл строительства, высокая готовность помещений к чистовой отделке. Уверен, что пионеры рынка стального строительства получат дополнительные конкурентные преимущества по сравнению с традиционными технологиями.
90 млн кв. м жилья вводится ежегодно в России
— Год ведутся разговоры о необходимости прямых контрактов строителей с металлургами. Готовы ли строительные компании работать с вами напрямую по долгосрочной формуле ценообразования?
— К сожалению, не все так просто. Государственные заказчики обычно ссылаются на тендерные процедуры, которые не позволяют им подписывать длинные соглашения. А с частными строительными компаниями и девелоперами подписание прямых долгосрочных контрактов невозможно по иной причине — монтажность. С завода невозможно обеспечить поставку 10-20 тонн определенной металлопродукции под конкретный объект. Но есть дистрибуционные сети, которые готовы осуществлять сборные поставки небольшими объемами. Хорошая новость состоит в том, что, прорабатывая этот вопрос, мы наладили прямые контакты со всеми подрядчиками. И теперь они всегда могут взять металлопрокат со склада нашей дистрибуционной сети.
— Есть ли ценовое дно у российского проката?
— Да, есть. И, похоже, оно уже достигнуто. С начала года цены по большинству позиций упали примерно на 40%, откатившись на уровень 2020 года, а себестоимость выросла почти на 50 %. В настоящее время российские металлурги с трудом покрывают переменные затраты. В дальнейшем это может привести к системным остановкам основных агрегатов, сворачиванию капитальных инвестиционных затрат. В этой ситуации хотелось бы больше предсказуемости и скорости реакции от других стейкхолдеров: банковской сферы, правительственных структур. На мой взгляд, они должны понимать, что сегодня бизнес работает в принципиально новой среде, с другими вызовами. В связи с этим реакция на изменившуюся ситуацию также должна быть другой: быстрое снятие барьеров, отмена акцизов, налогов, которые были введены совершенно в другой ситуации.
— Какие решения вы предлагаете своим клиентам в качестве замены импорта?
— Я с уверенностью могу сказать, что «Северсталь» в сотрудничестве с проектными организациями и заказчиками в сжатые сроки может предложить рынку эффективные технические решения, позволяющие воплощать в жизнь сложнейшие инфраструктурные проекты.
Одним из наиболее ответственных направлений для импортозамещения является сегмент СПГ, а именно строительство и эксплуатация резервуаров для хранения, поскольку все поверхности, соприкасающиеся со сжиженным природным газом, изготавливаются из материалов, выдерживающих чрезвычайно низкие температуры. До недавнего времени российские нефтегазовые компании могли приобрести сталь для строительства резервуаров СПГ только за рубежом.
Однако сегодня у нас есть надежные отечественные решения для данного сегмента. «Северсталь» является первым в РФ производителем криогенной стали Cryonix, которая используется при строительстве резервуаров для хранения сжиженного природного газа. Мы также производим арматурный прокат «Арманорма», который применяется при строительстве в сейсмически активных районах, при возведении заводов СПГ, атомных электростанций.
Сегодня мы готовы выступать комплексным поставщиком продукции для возведения портовой инфраструктуры и предлагать рынку полный спектр материалов для строительства причальных стенок глубоководных портов, а также пылеветрозащитные экраны, опоры освещения, резервуары для хранения.
Развивая тему строительства объектов транспортной инфраструктуры, а именно мостовых сооружений, я хотел бы обратить внимание на возможность производства отечественных вантовых систем на основе закрытых канатов. Вантовая система «Северстали» на сегодняшний день полностью локализована, не уступает по качеству и комплектации импортным аналогам и способна заменить их на российском рынке.
Наша экспертиза лежит не только в плоскости импортозамещения, но и в разработке совершенно новых решений. Одним из них является разработка металлопроката для сэндвич-панелей Coversafe, которые используются для облицовки складских и производственных помещений и выдерживают любые агрессивные метеоусловия. Другой пример — трубы Deformax с высокой деформационной способностью, предназначенные для строительства газопроводов в зонах вечной мерзлоты и слабых грунтов, при пересечении активных тектонических разломов.
— Будет ли «Северсталь» расширять партнерские схемы, популярные в производстве трубной продукции, на другие сегменты бизнеса?
— Есть сегменты, где партнерские схемы поставлены на поток. Мы обеспечиваем производство и поставку ряда готовых решений: это трубошпунт, стеллажи, пылеветрозащитные экраны, опоры двойного назначения. Конечному клиенту выгодно понимание ответственности крупного поставщика — «Северстали». Также мы снижаем ему стоимость за счет сокращения расходов по всей цепочке. Для партнера тоже есть ряд удобств: меньше потребность в оборотном капитале, меньше сложностей во взаимоотношениях с клиентом. Мы увеличиваем рынок сбыта, лучше понимаем требования конечного клиента. Всем трем участникам цепи это выгодно.
Другое дело, что не везде это масштабируется. Мы скорее приходим в те рынки, где доля металлопроката в конечном изделии очень высокая, достигает 80-90 % – шпунты, металлоконструкции, резервуары, пылеветрозащитные экраны, то есть целый спектр металлопродукции, где мы обладаем достаточным уровнем экспертизы. С точки зрения потенциала — считаю, что он безграничен. Более того, считаю, эта тема очень перспективна для рынков СНГ. Это поможет нашим партнерам выходить в том числе на те рынки, на которых они исторически не присутствовали.
— Какие направления могут стать точками роста для компании в будущем?
— Как мы видим на примере других отраслей бизнеса, в глобальной перспективе будущее за цифровыми платформами, и мы в своей отрасли были пионерами такого подхода. Мы запустили новые бизнесы на пересечении цифровых трендов и наших сильных компетенций, которые в сегодняшних условиях только увеличили актуальность. Это проекты Metal Processing Hub — платформа по металлообработке для оказания большого спектр услуг, включая изготовление металлоконструкций и деталей любой сложности. B2B маркетплейс промышленных закупок Industrial Market позволяет своим клиентам экономить на закупках и упрощать бизнес-процессы, а поставщикам получить простой доступ к крупным компаниям и увеличить объемы продаж.. Мы не говорим подробно о будущих проектах, но один из них — это единый маркетплейс для трейдеров, который задаст новые стандарты открытости бизнеса и эффективности продаж для всего рынка.
— Есть ли универсальный рецепт выживания бизнеса в непростые времена?
—Можно сказать, что мобилизация, которая сегодня происходит, активирует новый уровень партнерства — с точки зрения скорости, готовности принимать на себя риски, уровня взаимного доверия и оптимистичного настроя. Нет времени медлить — нужно двигаться, открывать новые рынки, складывать новые логистические цепочки, создавать и использовать новые финансовые инструменты.
В текущей ситуации мы для себя определили четкий и понятный вектор. Можно назвать его девизом компании на сегодняшний день, который звучит так: выстоять, сохранить и приумножить. Под каждым из этих слов лежит конкретный план действий и поведенческая модель менеджмента.
Беседовал Дмитрий Ляховский для издания «Металлоснабжение и сбыт»
Фото: severstal.com, vk.com/severstal