Многие ценят зефир за нежный вкус, сравнительно низкую калорийность и считают его полезным из-за фруктовой составляющей. Но есть и противоположное мнение: некоторые покупатели убеждены, что весь российский зефир ненатуральный и напичкан консервантами. Эксперты Роскачества исследовали зефир «Ванильный» и выяснили, насколько обоснованны опасения потребителей.
Исследована продукция 26 торговых марок по 179 показателям. Главные из них – показатели безопасности и качества.
Безопасность. Вся продукция безопасна. Содержание тяжелых металлов не превышает предельно допустимого уровня. В продукции отсутствуют патогенные микроорганизмы (в том числе сальмонеллы). Не обнаружено микотоксинов: опасения потребителей о том, что производители используют испорченное сырье – безосновательны.
Качество. Определялось по массовой доле фруктового сырья, студнеобразователям и редуцирующим веществам. Согласно ГОСТу, массовая доля фруктового сырья должна быть не менее 11 процентов. Эксперты выяснили, что фруктового сырья меньше 11 процентов в зефире семи производителей. Из этих продуктов товары трех торговых марок: «Сибирь» (0,3 процента), Aro (3,5 процента) и «Конфил» (9 процентов) выпускаются по ГОСТу, следовательно, это нарушение. Зефир четырех торговых марок производят по ТУ, поэтому формально такие товары нарушителями назвать нельзя.
В продукции одиннадцати марок массовая доля фруктового сырья соответствует ГОСТу, то есть в ней фруктового сырья не меньше 11%.
В зефире восьми торговых марок этот показатель выше 20 процентов, что соответствует не только ГОСТу, но и опережающим требованиям Роскачества. Это продукция торговых марок: «Моё обожание» (60,4%), «Праздник сластёны» (42,5%), «Просто!» (35,8%), Billa (30,6%), «Первый Бобруйский» (27,1%), «Нева» (24,7%), «Ударница» (21%), Belucci (20,1%).
Пектиновые вещества или студнеобразователи – это вид сырья, без которого невозможно получить зефир. По этому показателю у экспертов не было нареканий.
Маркировка. Информация на этикетке не всегда достоверна. Выявлено одно нарушение и три несоответствия по массе нетто. У 10 производителей указанное в маркировке количество углеводов не соответствует фактическому.
Выявлены нарушения, согласно которому необходимо выносить на этикетку информацию о том, что в продукте содержится аллерген. В зефире это диоксид серы. Информацию о диоксиде серы необходимо выносить в маркировку. Исследование выявило, что в продукции всех 26 торговых марок диоксида серы больше 10 мг/кг. При этом, из 26 торговых марок на этикетках 12 товаров не указано наличие диоксида серы: это «ВкусВилл», «Каждый день», «Красная цена», «Праздник сластён», «Сибирь», «Сладуница», «Ударница», «Шармэль», «365 дней», Aro, Belucci, Billa. Данный факт является нарушением требований технического регламента.
Органолептика. Показатели вкуса, консистенции и внешнего вида зефира соответствуют требованиям ГОСТа.