О Евгении Крюковой и её куклах «64 параллель» уже писала. А в этом году наша талантливая землячка приняла участие в международной выставке «Бал кукол», о которой рассказала нашему изданию.
Евгения встретила нас за работой над новой куклой.
– Удивительное совпадение. В прошлый раз перед интервью я делала фигурку гнома на грибе, и в этот раз работаю над похожим. Счастливый гном, получается, надо делать таких ещё.
– Евгения, расскажите о выставке, в которой вы приняли участие со своими работами.
– «Бал кукол» – это международная выставка, которую проводят каждый сезон. На неё съезжаются все мастера кукольного искусства. Места бронируются на годы вперёд. Раньше она проходила только в Москве, а в этом году формат немного изменился, организаторы сделали большой тур по городам России. Мне удалось запрыгнуть в последний вагон и принять участие в выставке в Санкт-Петербурге. Более 200 участников со всей страны привезли сюда свои работы.
Выставки – это захватывающие события. Попадёшь один раз, и потом не можешь без этого. Это энергетический заряд, общение с мастерами, с которыми находишься на одной волне, знакомства с людьми. Жалею, что не сфотографировала эмоции людей, которые подходили смотреть работы. Мой гном на грибе был звездой, выстраивалась очередь, чтобы его запечатлеть. Кстати, оказалось, что много известных людей коллекционируют кукол, и на выставке можно с ними встретиться.
Я получила много положительных отзывов. Одно дело, когда знакомые говорят, что куклы классные, но им не с чем сравнить. А когда к тебе подходит мастер и говорит, что работы достойные, эта оценка очень дорога. До поездки были мысли побывать на выставке и завершить это дело, а теперь наоборот, появилось вдохновение заниматься кукольным творчеством дальше.
– Вы занимаетесь кукольным ремеслом или это больше творчество?
– Ремесленник тиражирует свои изделия, а у меня каждая работа индивидуальна. Даже если я повторяю, всё равно получается по-другому. Я не хочу ставить работы на поток, потому что понимаю, что через какое-то время устану от этого, и работа не будет приносить удовольствия.
– Где черпаете вдохновение? Где берёте идеи для новых кукол?
– Я участвую в разных конкурсах, и организаторы задают их темы. Отталкиваюсь от этого. Одна из моих последних кукол – работа «Красная Москва» для конкурса History of fashion. «Красная Москва» делалась на юбилейный конкурс с темой «Подиум», и организаторы предложили использовать в работе темы предыдущих лет. Я выбрала «Парфюм», мне тогда не удалось поучаствовать, а идея уже была. А тут получилось совместить всё в одной работе.
Насмотренность играет большую роль. На одну из работ вдохновила книга «Тринадцатая сказка». Может зацепить чьё-то лицо – увидишь его, и сразу складывается образ.
В 2021 году я участвовала в выставке, посвящённой 60-летию первого полёта человека в космос. Сначала у меня была одна идея работы, но я поняла, что к ней не лежит душа. А потом раз – образ сложился, и я его тут же сделала. Эта работа называется «Звездочёт». На этой выставке я заняла третье место и стала членом Союза художников декоративно-прикладного искусства России в секции «Художественная кукла». Я об этом мечтала, для меня это стало большим подарком.
– Сколько примерно работ вы сделали с тех пор, как начали заниматься куклами?
– Я не считала. Их не так много. Самой любимой работы нет, но есть первая, которую я сделала по мастер-классу. Я её никуда не вожу, нигде не выставляю. Остальные все ушли. Я, конечно, вспоминаю их. Когда бываю в Петрозаводске, захожу в Дом куклы – там живёт мой гном. Каждый раз смотрю на свои работы и думаю: неужели это сделала я?
«Звездочёт» теперь находится в музее космонавтики на ВДНХ в Москве. Другая работа – в мануфактуре Евгении Крюковой, моей тёзки. Остальные куклы в частных коллекциях. Три работы сейчас в Санкт-Петербурге участвуют в выставках.
– Как вы развиваетесь в творчестве?
– Я ездила на мастер-классы, знакомилась с кукольниками. Окончила курс по лепке портретов по фотографии школы Sculpt Art онлайн. Есть желание пойти на курс по скульптуре там же. Кстати, участие в выставке дало возможность пообщаться с мастерами, у которых я онлайн проходила мастер-классы и обучающие курсы. Мы обсуждали друг с другом те моменты, которые нас интересуют. Все делятся нюансами работы, опытом – никто секрета из этого не делает.
Я начинала лепить лица из пластилина. Изучала анатомию, у меня много тематических книг. С каждой работой совершенствуешься.
Куклу надо делать так, чтобы она смотрелась естественно. Нужно изучить выкройки, как делается одежда, обувь. Для их изготовления использую только натуральные ткани. Для «Красной Москвы» заказала на платье шёлковый бархат. Для других работ покупаю шёлк, крашу его в нужный цвет. Нужна мелкая вышивка – вышиваю, поэтому и ниточки должны быть очень тонкие, и иголочки. Швы делаются вручную, потому что машинная строчка смотрится очень крупно. В работе ты и парикмахер, и стилист, и художник, и скульптор – совмещаешь всё, что когда-то наработала: умение вышивать, шить, немного рисовать.
Мне очень нравится реалистичная миниатюра. Я люблю лепить, пролепливаю все складочки, все уши, морщинки. У меня есть много инструментов для разных целей. В большой работе проработать детали легче, для маленьких я приспособила на рабочем столе лупу.
– Как вы успеваете работать и заниматься куклами?
– Хотелось бы уделять хобби больше времени. Всё свободное время я посвящаю творчеству. Мне хочется пробовать разные его виды. Сейчас начала заниматься эпоксидной смолой, делаю брелоки с шишками – столько новых видов материалов появляется, хочется поработать со всеми.