В мире существуют тысячи профессий. Кто-то печёт хлеб, кто-то лечит людей, кто-то пишет эту статью. Учителя, водители, продавцы – сфера их деятельности понятна нам как обывателям. А вот когда речь заходит о маркшейдерах, мерчендайзерах, дизайнерах, фронтенд-разработчиках, видеографах, вопросов становится больше. Чем именно занимаются эти люди? Поэтому мы решили запустить цикл публикаций под названием «Легко ли быть..?», в котором будем встречаться с людьми разнообразных специальностей и рассказывать об особенностях их профессиональной деятельности.
Сегодня мы обратимся к профессии графического дизайнера. С нами согласилась пообщаться Екатерина Рекало. Она работает в сфере дизайна уже 8 лет, сейчас руководит редакционно-издательским отделом в «Костомукша-Медиа».
– Где нужно учиться, чтобы стать дизайнером?
– Я получала образование сначала в МГГУ имени Шолохова в городе Покров, затем перевелась в Петрозаводск, в Московский славянский институт, окончила его по специальности «Дизайн среды». Эта профессия подразумевает под собой дизайн интерьеров, ландшафтов, но попутно ты можешь заниматься и иными видами дизайна, переквалифицировавшись на другое направление.
Дизайнер должен иметь вкус, в идеале – художественное образование.
– Расскажите, что входит в круг ваших обязанностей.
– Наша работа очень разносторонняя. В графических программах мы делаем всё: от планов эвакуации и чертежей до художественных вещей. Аншлаги, надомные указатели, всевозможные производственные журналы, садовые книжки – вот малый список того, что мы разрабатываем. Даже дорожные знаки перед тем, как будут отправлены в производство, сначала проходят предпечатную подготовку дизайнера. Мы смотрим толщину линий, проверяем на соответствие требованиям ГОСТа.
Еженедельно мы занимаемся сборкой газетных полос, от текстовых материалов до рекламных блоков. Возможно, вы видели на КСЦ «Дружба» галерею почётных работников. Это тоже наша работа – сделать фото, подготовить макет и отправить его в печать. Делаем мы и сувенирную продукцию, как брендированную, так и новую. Обычно предлагаем несколько вариантов, а потом смотрим, какой из них пользуется наибольшим спросом.
Дизайнер делает всё, что имеет визуализацию вокруг нас: рулонные шторы, календарь на стене, фотообои, вывески, схемы, листовки. Мы даже можем разработать упаковку и фирменный стиль. Важно понимать, что графический дизайнер занимается только проектированием, а потом по созданным нами макетам печатают плакаты, либо по нашим чертежам делают продукцию.
Работа дизайнеров – она везде. Часто люди просто её не замечают. Это и меню в ресторане, и рекламная листовка, и билеты на концерт. Дизайнер также может обрабатывать и реставрировать фото, делать проекты и художественное оформление мероприятий.
Конечно, в графическом дизайне есть отдельные подпрофессии: верстальщик, ретушёр, колорист. Но так как у нас город небольшой, мы занимаемся всем. И верстаем, и ретушируем, и даже фотографируем. В крупных городах ярче выражена специализация: кто-то только газеты верстает, кто-то – бланки делает.
– Могут ли нейросети заменить дизайнеров?
– Думаю, в дальнейшем они повлияют на рынок вакансий. Сейчас это ещё достаточно сырая технология, но мы об этом задумывались. Влияет и широкое распространение графических программ, которые можно установить даже в телефон и там работать. Но есть такие моменты, когда искусственный интеллект не справится. Те же защитные экраны из акрила, которые ставили во всех учреждениях во время пандемии, нейросеть не сделает.
– Какой заказ стал самым сложным для вас?
– Наверное, вёрстка книги. Было сложно не столько от работы, сколько от большого количества взаимодействий: с героями книги, журналистами, корректорами, заказчиками, типографией. Возникали и технические вопросы: нужно было придумать дизайн, привести к одному стилю новые и восстановленные фотографии, чтобы всё получилось как надо, подготовить к печати в соответствии со строгими требованиями типографии.
– С какими трудностями в работе вы сталкиваетесь?
– Иногда заказ становится сложным из-за того, что на его выполнение даётся маленький срок. Нужно делать быстро и чётко, нет времени на раздумья.
Макеты могут долго находиться в крупных организациях на согласовании. У всех своё видение того, что должно получиться в конечном результате, и чтобы найти с клиентом оптимальное решение, приходится перебирать немало вариантов. И в этом нам помогают менеджеры, которые берут на себя все переговорные функции. Если мы будем общаться с клиентами напрямую, львиная доля рабочего времени уйдёт на эту коммуникацию, и в результате мало что успеем сделать.
Самое загруженное время у нас традиционно перед праздниками. В это время всегда аврал. Нужно отдать клиентам заказы, потому что после праздников они станут неактуальными.
– Чем вас привлекает ваша работа?
– Нравится разнообразие задач. За один день ты делаешь абсолютно разные вещи: таблички, журналы, билеты, афиши, грамоты, стенды, визитки. Переключаешься не один раз. Нет монотонности, и это радует.