Династия учителей русского языка и литературы, мать и дочь Галина и Марина Елфимовы рассказали «64 параллели», почему работы строго по программе недостаточно для их предмета, какое обстоятельство сделало 90-е годы самым интересным временем и почему не следует слишком критиковать молодежь.
– 2023 год объявлен Годом педагога-наставника. Наставник – это старший учитель. Вот так и получается, что в династии есть старший учитель и младшее поколение, которое продолжает традиции, предложенные старшим, и предлагает новые пути и решения, – рассуждают Галина Васильевна и ее дочь Марина Евгеньевна.
Галина Елфимова с детства мечтала стать учительницей, потому что у неё были учителя, на которых ей хотелось быть похожей: в начальной школе – Эмма Степановна, в старших классах – учительница литературы и русского языка Тамара Алексеевна. Закончив школу, Галина поступила в Каргопольское педучилище Архангельской области. Вышла замуж, родилась дочка Марина. Только тогда удалось осуществить мечту – обучать детей русскому языку и литературе. Молодая мама окончила Ленинградский государственный институт имени Герцена и приступила к работе.
В 1983 году семья переехала в Костомукшу. За плечами – 10-летний стаж работы и рождение сына. С 1985 года Галина начала работать в школе, где и трудилась вплоть до ухода на пенсию. Школа была большая, коллектив – замечательный. В этой школе у неё как у учителя-предметника было 12 выпусков.
Даже находясь на заслуженном отдыхе, Галина Васильевна внимательно следит за тем, как развивается современная школа, обновляются методы обучения и вырастают новые поколения. Уже на пенсии она долго продолжала работать в школах города, где по какой-либо причине не хватало учителей: в лицее, в гимназии. Последнее место работы – Костомукшский политехнический колледж, который возглавляет её бывшая ученица Виолетта Яцевич. Общий педагогический стаж Галины Васильевны – 40 лет.
Дружить с людьми, дружить с книгой
Вспоминая годы работы, Галина Елфимова отмечает, что ей повезло работать в то время, когда была возможность трудиться более свободно, творчески подходя к процессу обучения:
– В 90-е годы издавались произведения, которые раньше были под запретом, написаны «в стол». Именно тогда мы прочитали стихи поэтов серебряного века, провели литературную гостиную с чтением новых стихов. Как замечательно читали мои ученики!
Я получала новые знания из библиотечных книг, журналов и, конечно, знакомила своих учеников с писателями: Василием Гроссманом, Александром Солженицыным, Варламом Шаламовым, Евгенией Гинзбург… В школе мы могли дискутировать с детьми на разные темы. Помимо уроков, вместе с коллегами Валентиной Чеславовной Гродель, Ольгой Семёновной Пичугиной и Светланой Алексеевной Дорофеевой мы проводили литературные гостиные, куда приглашали интересных собеседников: воинов-афганцев, бардов, поэтов. У нас в гостях бывали карельские поэты Марат Тарасов и Иван Костин, они рассказывали о своём творчестве, читали свои стихи, оставили автографы. Мы дружили и с преподавателями музыкальной школы: пела романсы Ирина Плотникова, а аккомпанировала ей Валентина Визерова. Да и мои ученицы и пели, и танцевали, и играли на музыкальных инструментах – мы использовали все таланты, поэтому было интересно, а потом пили чай все вместе.
Дружить надо не только с людьми, дружить надо и с книгой, поэтому мы часто проводили уроки литературы в городской библиотеке.
Со старшеклассниками ездили на экскурсии в Москву, в Рязань, в Константиново – это родина Сергея Есенина. Самые тёплые воспоминания о тех поездках остались.
Нет учителя без учеников. У меня были увлечённые ученики, я им очень благодарна. Обо всех, конечно, не расскажешь, но хотя бы несколько имён назвать хочется. Помню, как тщательно готовилась к мероприятию «Шаг в будущее» Юля Григорук. Она ходила на курсы каллиграфии, чтобы самостоятельно сделать заставки к «Слову о полку Игореве». Алина Терёхина подготовила прекрасное выступление по новой повести Альберта Лиханова «Кукла». Валерия Митюшкина рисовала, писала стихи, кстати, через несколько лет я читала её стихи в одном из журналов. А какие замечательные портреты поэтов-декабристов нарисовал Костя Стрючков! Многие, многие дети рисовали иллюстрации к художественным произведениям: Света Брябрина, Женя Обатнин, Оля Хорунжина, Юля Сусенкова, Света Кондратьева… – вспоминает Галина Васильевна.
Любовь к школе передается по наследству
Марина Евгеньевна работает педагогом более двадцати лет.
Всё детство Марина провела в школе вместе с мамой, выросла на уроках и внеклассных занятиях Галины Васильевны. Девочка вела активную школьную жизнь: участвовала в различных школьных мероприятиях, театральных постановках, литературных гостиных.
– Любовь к школе у меня от мамы. Я часто наблюдала за ней, дома рассаживала свои игрушки и пыталась их учить, – говорит Марина Евгеньевна, вспоминая детство. – Мама в школе была моей учительницей. Поэтому по окончании школы, когда встал вопрос о выборе профессии, у меня не было сомнений, кем стать. Не пугали переработки, тетради и загруженность.
Девушка окончила Мурманский педагогический институт, вернулась в Костомукшу. Здесь, помимо работы, она обрела и семейное счастье. Марина Евгеньевна вместе с мужем Алексеем воспитали четверых детей: дочерей Стефанию, Еву, Варвару и сына Алексея. Дважды они побеждали в конкурсе «Лучшая семья» (2005, 2015).
В педагогической практике Марина Елфимова активно применяет знания, полученные в институте. Следуя маминой традиции, проводит литературные гостиные, готовит учеников к поэтическим и писательским конкурсам, помогает юным дарованиям советом. Многие из ее учеников пишут стихи, рассказы. Ученики Марины Евгеньевны всегда участвуют в городских и республиканских олимпиадах, конкурсах, становятся победителями и лауреатами.
На уроках «Разговоры о важном» она затрагивает различные социальные темы, говорит с детьми о государстве, семье, дружбе.
По словам нашей собеседницы, профессия педагога дает возможность реализовать творческий потенциал. Также она любит общаться с детьми, радуется, когда они находят новые интересные решения в учебных и жизненных вопросах. Марина Евгеньевна много читает, следит за новинками литературы, знакомит с новыми именами своих учеников. Например, с пятиклассниками она читает книгу Наринэ Абгарян «Манюня». Для себя открыла австралийского писателя Маркуса Зусака с его романами «Книжный вор», «Глиняный мост»; шведского автора Фредрика Бакмана («Вторая жизнь Уве» и другие повести); русского романиста Гузель Яхину («Зулейха открывает глаза»).
С трудностями справляемся
Быть хорошим учителем, пользующимся уважением и любовью детей, коллег и родителей, непросто, но те, кому это удается, считают себя самыми счастливыми людьми, уверены мать и дочь Елфимовы.
Галина Васильевна и Марина Евгеньевна встречали и сложных детей, которым приходилось уделять больше времени.
– У меня было несколько учеников, которые с трудом учились, были шумными и беспокойными. Иногда их даже приходилось удалять из класса, – с улыбкой рассказывает Галина Васильевна. – Но что удивительно, годы спустя, встречаясь на улице, именно они всегда здоровались, добрыми словами вспоминали мои уроки.
У Марины Евгеньевны отношения с пятыми, седьмыми и десятыми классами, которые она ведет, сложились дружеские. Трудных учеников не так много. Педагог отмечает, что в большинстве случаев к детям можно найти подход.
Время для каждого свое
На вопрос дать оценку современной молодежи Галина Васильевна не сравнивает нынешнее поколение с предыдущим. Она подмечает, что горожане, критикующие школьников, сами порой не следят за своими манерами. Дети смотрят на взрослых и копируют этот образ.
– Взрослый, воспитывая детей, обязан следить за своей речью, поведением. Нельзя сказать, что время сейчас другое. Время для каждого свое, нужно не подстраиваться под него, а жить в нем и подавать хороший пример детям, – подчеркивает учитель.
Учитель гимназии Марина Евгеньевна полностью согласна в этом вопросе с мамой.
– Грубость рождает грубость, а неуважение рождает неуважение, – говорит Марина Евгеньевна.
Педагог – наставник
В год учителя и наставника педагоги вспоминают коллег, которые давали им ценные советы и помогали на профессиональном пути. В нашем городе много настоящих учителей, которые являлись наставниками в самом хорошем смысле: помогали, поддерживали, ободряли. Галина Васильевна считает, что их надо обязательно назвать: Светлана Александровна Сидорова, Нина Александровна Дебелая (шк.3); Надежда Ивановна Ширяева (шк.№6), Светлана Равильевна Кончанина (лицей), Людмила Алексеевна Осипенко (гимназия), Ирина Владимировна Шаллоева (колледж).
Марина добавляет имена Мэри Тойвовны Багровой, Валентины Чечлавовны Гродель, Марины Анатольевны Ларченко. Марина Анатольевна обучала детей семьи Хмылёвых (это семья Марины Евгеньевны) и оставила о себе только самые добрые и приятные воспоминания. И, безусловно, этот список имён талантливых, настоящих преподавателей можно продолжать.
У нас все впереди
Педагогическая династия Елфимовых существует уже больше шестидесяти лет. В семье надеются, что профессиональная эстафета перейдет к младшему поколению. Теперь уже дочери Марины Евгеньевны могут продолжить семейную традицию. Стефания закончила Петрозаводский государственный университет, получив диплом переводчика с финского и английского языков с правом преподавания и сейчас работает в Финляндии. Ева учится на педагогическом факультете, изучает английский и немецкий языки.
Кстати о наградах
В 1992 году Галине Елфимовой было присвоено звание «Старший учитель». В 1995 году она награждена значком «Отличник народного просвещения». В 2009 году награждена медалью «Профессионал России».
В 2012 году Марина Елфимова получила звание «Учитель года» в Костомукше.
– В школе формируется личность. Учение – процесс живой, это непосредственное общение педагога с учеником. На уроке учитель общается с довольно большой группой личностей. Поэтому так важно, чтобы то, что несёт учитель детям, осталось в их памяти, – в один голос подводят итог беседы мать и дочь.
Эти стихи, по мнению династии Елфимовых, лучше всего отражают жизнь и труд педагога:
О, эти детские глаза,
Глядящие в меня, как в воду.
В них то веселье, то слеза,
О предвкушение свободы.
Они мне компас и штурвал,
Они маяк в житейском море.
В них детских чувств девятый вал
Меня качает на просторе.
Они в беде не подведут
И не разлюбят, не обманут.
Жаль одного: они уйдут,
Как только быть детьми устанут…
В. Трушина