Чем этнокультурный центр отличается от клуба? Почему Министерство культуры России пристально следит за проектом ECHO в Карелии, и что делали энтузиасты из тринадцати уголков республики в минувшие выходные на хуторе Кормило?
Этнокалендарь
Вся стена от пола до потолка утыкана разноцветными бумажками. У Вокнаволока красные бумажки — предложения с мероприятиями. Но их немного, Вокнаволок только подключился к проекту, осваивается. Бумажки Нюхчи, в отличие от других, гнездятся у потолка: это зимние месяцы, и Нюхче есть что предложить гостям в суровое время года. Надежда Семёнова, руководитель этнокультурного центра Нюхчи, рассказывая о событиях, приправляет их поморскими пословицами. Это нравится присутствующим, они одобрительно смеются.
Больше всех бумажек, они синие, у Хайколя. Фантазии и организаторских способностей супругам Степановым не занимать. Вот и тренер семинара Светлана Кольчурина считает, что наиболее интересные, неожиданные предложения у тех, кто работает в культуре недавно и независимо. Те же, кто давно варится в культурно-бюджетном котле, мыслят все больше традиционно, полагает Светлана.
Этот своеобразный календарь местных событийных «фишек», по мнению организаторов проекта, может помочь не только структурировать и спланировать культурные события в различных районах, но и дать возможность их организаторам выйти из своего круга. У одних — соревнования по женской рыбалке: все туда, помогают, участвуют, набираются опыта. Другие проводят ярмарку ремёсел или кинофестиваль: почему бы не съездить к соседям?
Лубок – не наш метод
— Вообще, на этом семинаре мы пребываем в таком тихом восторге друг от друга, — говорит Варвара Лебедева, заместитель начальника отдела культурной политики Министерства культуры Карелии. — То ли потому, что проект заканчивается и мы прикипели друг к другу, то ли стали лучше понимать друг друга. Но такой атмосферы ещё не было.
Не было и такого проекта, поведала нам Варвара. Ни в в нашей стране, ни ещё где-либо, потому Министерство культуры России пристально следит за ним и ждёт результатов работы.
— Такого опыта нет нигде, — продолжает Варвара. — Есть искусственно созданные этнокультурные парки, типа Скансена в Стокгольме, но это, мне кажется, скорее, лубок. У нас люди живут в этом, на этой территории, с теми людьми, для которых они работают. Они – лидеры. Как, например Степановы из Хайколя. Другой вопрос, что они не должны всё делать в одиночку, нужно воспитывать преемников.
От идеи до воплощения – это к Маркку
Идея проекта по созданию сети этнокультурных центров принадлежит Маркку Ниеминену. Напомним, что участвует в проекте фонд «Юминкеко» (Финляндия), Министерство культуры республики и Центр национальных культур Карелии. Коллеги Маркку говорят, что можно не принимать некоторые его принципы, но не восхищаться убеждённостью этого человека в нужности того, что он делает, не признавать его лидерства — невозможно. Он уже с 70-х годов прошлого века путешествует по Карелии и, как может, помогает сохранению наших духовных корней.
— Мои корни — в Карелии, — говорит Маркку. – Это работа всей моей жизни. Если бы в своё время, еще в 2001 году, мы не начали думать о создании этнокультурных центров, их сейчас не было бы. В 2005-м мы уже смогли поднять этот вопрос на более высоком уровне.
Маркку рассказал, что у этого амбициозного международного проекта две составляющие. Первое – ремонт старых помещений, где располагаются центры, их техническое наполнение всем необходимым современным оборудованием, второе – подготовка специалистов.
— Приятно наблюдать быстрый профессиональный рост работников, – говорит Маркку. — Ещё пару лет назад казалось, что всё потеряно, но то, что происходит сейчас, – свидетельство того, что не всё перечёркнуто.
Маркку говорит прежде всего о национальных языках. Следующий свой проект он намерен ориентировать на популяризацию и продвижение карельского и вепсского языков в уже созданных национально-культурных центрах. Таких, как, например, в Вокнаволоке.
Меняю столичный музей на деревенский этноцентр
Руководитель поселения Елена Плюйко радуется, что Вокнаволок успел-таки влиться в проект и уже получил всё необходимое оснащение. Почувствовал себя среди своих. Сейчас главное – найти того, кто будет со всем этим работать. И тут повезло. Сотрудница Национального музея Карелии Татьяна Бердашева сама желает поменять столичную жизнь на деревенскую. Пока нет жилья, и теперь, чтобы заполучить ценного специалиста, нужно очень постараться. Что и намерена сделать Елена Плюйко.
– Я всего с апреля в этой должности, но очень хочется что-то изменить. — говорит Елена. – Мы работаем зачастую по старинке. Как в советские времена. Ведущий вышел, концерт объявил, и пошло-поехало. А надо искать новые формы. Молодёжь приходит, сама просит: организуйте что-то для нас, мы тоже хотим не пиво пить, а дело делать. Мы будем помогать, участвовать, вы для нас, мы для вас. В общем, нужны молодые кадры. Пенсионеры работают хорошо, но молодые способны на основе наших традиций и своих идей что-то новое, интересное сделать.
Всех — в сеть
– Главное — не растерять их, – волнуются организаторы. – Проект заканчивается, но бросать начатое уже нельзя.
На встрече в Кормило было решено создать некоммерческую ассоциацию – сеть этнокультурных центров. Никто не хочет расставаться, общее желание – работать дальше, взаимодействовать. Кстати, такой организации тоже ещё не было, и ей нужен руководитель. Светлана Кольчурина – известный в России специалист по культурным проектам, организатор многочисленных фестивалей и молодёжных событий. Сама она из Перми, а вот взяла и переехала к нам в Карелию. Здесь Светлане интересно. И, судя по всему, найдётся применение её опыту.
Как всегда, одни тетки всем занимаются, всем интересуются))) Всего два мужика, если верить фото: финн и какой-то седобородый перец. Не получится снова все с бабским уклоном?
Фигвам, а вы подключайтесь!)
Эх, Нюра-Нюра, наивный Вы человек! Но, видимо, светлый)))
Это наша реальность, Фигвам. Мужчины считают сферу культуры: несерьезной, малоденежной, скучной. А женщины тянут. Будет в культуре больше денег, попрут мужики водить хороводы и ткать ковры. а эти женщины — героини. На их плечах держится последняя культура на селе. Особенно после оптимизации всей страны.
Фигвам , а вы Калевалу читали?
В «Калевале» было достаточно мужиков, если вы об этом. Один кузнец Вяйнемёйнен чего стоит!
Кузнеца вроде Илмаринен звали. Ну да, тоже мужик)))
Сорри, ошибочка вышла))) Илмаринен — это что-то связанное с Сампо, а Вяйнемёйнен — как главный кудесник