Дети особого внимания

, Взгляд, Общество 2 комм.

«Президент встретился с детьми из коррекционных школ, покорившими Северный полюс», – пестрят заголовки новостных лент

«Новый закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении» – сообщает сайт общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива».

«Нашим необычным детям нужны специализированные классы, помогите!» – обращаются к нам читатели.

Как из теплицы на улицу…

дети 4Споры не утихают, а между тем, заканчивается учебный год и начинается подготовка к следующему. Родители будущих первоклашек обеспокоены, как ребенок вольется в новую школьную среду, как адаптируется. Не всегда легко это проходит и у обычных хорошо развитых детей. Чего уж говорить о детях, которым требуется особое внимание.

– В городе огромная проблема, – делится с нами своими опасениями читательница. – Наши, отстающие в развитии, дети идут в школу наравне с другими. Ходят с горем пополам. Они там забиты, не успевают, теряют веру в себя. Если до этого они ходили в специализированную коррекционную группу и там их развитием занимались специальные педагоги, то теперь они в общей массе не чувствуют поддержки, у учителей не всегда хватает на них сил, а другие дети стали жестоки и безжалостны. Нужно решать проблему, ведь таких детей становится все больше и больше.

Что корректировать?

дети 2Для начала, говорят специалисты, нужно разобраться, что это за дети, которым требуется помощь и особое внимание. Коррекционная педагогика разделяет обучение на несколько программ. Отдельно – для детей с нарушением зрения, отдельно – с нарушением слуха, далее с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, задержкой психического развития, нарушениями интеллекта. Специализированных школ в Костомукше нет, но они есть в Петрозаводске, и родители могут направить своих детей туда. Правда, жить им придётся в интернате, вдали от своих родных. Не все родители идут на это, и потому здесь для таких детей организовано индивидуальное обучение. На сегодняшний день в школах-интернатах Петрозаводска по желанию родителей обучаются двое детей из Костомукши.

Большинство же тех, кому требуется коррекционное обучение, составляют дети с задержкой психического развития и нарушениями речи.

Они–то как раз и идут после коррекционных групп детского сада в обычные общеобразовательные учреждения...

Есть планы, а есть возможности

дети 3– Точное количество таких детей в Костомукше назвать нельзя, – говорит Елена Лукконен, педагог-психолог Центра развития образования и председатель психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК). – Далеко не все родители приходят к нам на комиссию с такими детьми, хотя это в их интересах. Чем раньше удастся выявить нарушения в развитии и начать коррекцию – тем благоприятнее будет прогноз развития ребенка в будущем. Но то, что количество таких детей растет – это факт. Больше стало случаев речевой патологии. Для таких детей нужно открывать логопедические группы, возможно, что со следующего года это удастся сделать.

Пока же в городе работают три группы, которые занимаются коррекционной педагогикой. В каждой из них обучаются всего по десять – двенадцать человек.

– Группы маленькие, — продолжает Елена Владимировна, – потому развитием детей практически индивидуально занимаются подготовленные воспитатели и сразу несколько специалистов: дефектолог, логопед, психолог. Эти же специалисты должны быть в каждой школе, чтобы продолжать работу после детского сада. На сегодня в образовательных учреждениях не достаточно ставок и специалистов не хватает. Инклюзивное образование (совместное обучение детей с нарушениями в развитии и здоровых сверстников – ред.) – это замечательно, кто же спорит, но необходимо создать определенные условия для того чтобы этот процесс был качественным. Нужно учитывать, что задержка задержке – рознь. Есть более легкие нарушения, и тогда дети быстро выравниваются и идут вровень с остальными, а есть тяжелые задержки, когда ребенку требуется совершенно иной подход в обучении. Для таких детей, возможно, более полезно обучение в коррекционном классе.

Быть родителем – огромный труд

Яккола Валентина– Что делать? Работать, и прежде всего в семье, – считает педагог-дефектолог детского объединения « Березка» Валентина Яккола. – Это каждодневный тяжелый труд родителей. Но мы всегда придем на помощь, мы постоянно разговариваем с родителями, даем им задания на дом, приглашаем на совместные занятия. И были случаи, когда мы сами не верили, думали, ребенок никак не пойдет. А родители тратили на него уйму времени, вкладывали все силы и душу, и сейчас у этого ребенка все хорошо. Да, наши дети звёзд с неба не хватают, но они могут закончить неплохо школу, поступить в учебные заведения и получить профессию. А есть родители, которые забирая ребенка, спрашивают только: «Ну, что ты сегодня кушал?» Мы не получаем от них помощи и результат нашей работы в таком случае оставляет желать лучшего.

В этом году Валентина Васильевна выпускает из своей группы 12 детей. Она придерживается того мнения, что им на первом этапе не помешал бы коррекционный класс. Но на вопрос, сколько детей из группы смогут адаптироваться в обычной школе, она уверенно отвечает – девять. Неплохой результат.

– Разве для трех человек можно создать специальный класс? – спрашиваю я.

– Пожалуй, нет, – соглашается воспитатель.

Дайте шанс

Лариса Молчанова– Это очень дорогое удовольствие, – говорит Лариса Дмитриевна Молчанова, директор школы №2 имени Пушкина. – В среднем на троих таких детей в коррекционном классе нужно затратить столько же денег, сколько на класс в количестве двадцати пяти человек. У нас был опыт создания коррекционных классов (норматив — 12 человек), и опыт отрицательный. Мы столкнулись с тем, что дети делятся на тех, кто действительно имел задержку в развитии и детей с погрешностями в воспитании. Город небольшой, все на виду и коррекционный класс нередко в детской среде называют классом дураков. Зачем это клеймо? Я категорически против!

– Мозг и психика человека – terra incognita, – уверена Лариса Дмитриевна. – Кто мы такие, чтобы искусственно ограничивать жизненные возможности и лишать ребенка шанса быть таким, как другие? В общем классе у него такой шанс есть. И я убеждена, что задержка психического развития – это недостаточная любовь к ребенку.

Наша справка:

С 1997 года в школе №2 имени Пушкина успешно реализуется адаптированная программа для детей-инвалидов и/или для детей с заболеваниями центральной нервной системы. Сегодня таких детей в школе одиннадцать. 23 ребёнка с ограниченными возможностями обучаются индивидуально, семь – дистанционно. Все дети интегрированы в школьную жизнь, шесть проходят инклюзивное обучение.

Вместо послесловия

Новый закон об образовании предлагает интегрировать, то есть вовлекать ребенка с задержкой развития в общеобразовательный процесс наравне со всеми, но также и не отменяет возможность обучения детей в специальных группах и классах при общеобразовательных учреждениях.

Однако, помимо интеграции, у таких детей должно быть и дефектологическое, психологическое и логопедическое сопровождение в школе. На каждого отстающего ученика должна быть разработана индивидуальная коррекционная программа. Педагогу, который работает с классом, на занятия с таким учеником должны быть выделены дополнительные часы…

Все это в идеале. Педагоги и специалисты уверяют, что они работают в этом направлении и будут стараться, чтобы закон и действительность были не слишком далеки друг от друга. И рассчитывают не только на свои силы, но и на помощь родителей. Без неё – никак.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проверка орфографии на сайте.

2 комм.

  • Наталья Сняткова 25 / 04 / 2014 Reply

    Не согласна с директором 2школы. Мои дети учились в этой школе, стали часто болеть, и в обычном классе я не получила ни какой поддержки.Учитель сказала,что она не может уделять моим детям внимания и что нам лучше учиться на дому. Это был ад и только благодаря школе «Мечте» мои дети выучились и получили высшее образование. Поэтому такие классы должны быть.

    Не обязательно в разных школах,пусть в одной,родители будут водить и дети с радостью будут ходить. А то,что дети дома учятся,это лучше? Я не согласна и готова идти дальше,чтобы в нашем городе были

    такие классы.

  • Наталья 25 / 04 / 2014 Reply

    Вы знаете, у нас в классе учился такой мальчик, с ограниченными возможностями здоровья, как раз во 2 школе. И учителя всегда подчеркивали, что это точно такой ребенок, как и мы, просто ему необходима наша помощь. И я уж не помню, конечно, было к нему особое отношение учителей, но УЧЕНИКОВ — точно! Никто никогда его не дразнил, на контрольных всегда помогали ему справляться! И не дай бог кто-то из параллельных классов дразнил парня, толкал на переменах- всегда вставали за него горой. До 9 класса он с нами доучился и вроде бы разошлись...но 2 года назад этот 33-х летний парень заблудился в лесу и вы знаете, в течение нескольких часов, бывшие одноклассники организовали активнейший поиск!!! Каждый час по радио крутили обьявления с приметами и где его видели последний раз, парни на машинах патрулировали там, где видели его в последний раз, переживали и наладили связь даже те бывшие одноклассники, которые эти годы лишь здоровались на улице. В итоге общими усилиями конечно его нашли! Он просто не сориентировался и заплутал немного, НО этот мальчик и его семья всегда могли рассчитывать на одноклассников, он не чувствовал себя больным и вырос вполне социальноадаптированным человеком.

Добавить комментарий