«И опять уходят в путь далекий поезда на север и на юг. Без тебя, железная дорога, словно хор без дирижерских рук…»
Ю. Звягин.
Профессиональный праздник железнодорожника в этом году приходится на начало августа. Председатель Совета ветеранов Костомукшского железнодорожного узла, отдавшая службе на железной дороге более 40 лет, участница Общества карельской культуры «Viena», Людмила Тихонова делится своими воспоминаниями о прошедших рабочих буднях. Людмила Степановна начала свою карьеру на станции Вирма дежурной стрелочного поста в 1975 году, а в 1982 году встречала первый пассажирский поезд в Костомукше в качестве дежурной по станции.
В январе 1982 года 17 человек из Карелии пригласили в Ленинград в Управление Октябрьской железной дороги. Их с напутствующим словом приветствовал начальник: «Вы, как пионеры, будете нашей гордостью строительства нового города — не подведите!». 17 февраля Людмила Степановна с мужем прибыли в Костомукшу, он работал монтером пути. Председатель Совета ветеранов Костомукшского узла Людмила Тихонова за своей долгий трудовой стаж работала и начальником грузового района, и агентом по передаче документов станции Кивиярви, и инженером по подготовке кадров. «Я ни разу не пожалела, что пришла работать на железную дорогу», — рассказывает она.
Наставником молодого специалиста был ревизор по движению поездов Виктор Иванович Ермаков. Он говорил: «Прибыли на рабочее место — марш на склад получать форменную одежду. Железнодорожник — это престиж и дисциплина. Дежурного по станции должно быть сразу видно».
День открытия долгожданной ветки «Ледмозеро-Костомукша»
В строительстве ветки «Ледмозеро – Костомукша» под лозунгом «Даешь Костомукшу!» участвовали комсомольцы и молодежь из всех братских республик страны. Стройка была сложной, пришлось преодолевать болота и скальные участки, продвигаться вглубь тайги. Эту ветку даже стали называть «Карельским БАМом». Дата 16 июня 1982 года стала для города историческим днем. Жители, собравшиеся в этот день на вокзале, радостно приветствовали строителей и железнодорожников. Прибыл первый пассажирский поезд из столицы республики «Петрозаводск – Костомукша». Машинистом тепловоза был Николай Красавцев, а его помощником Владимир Стафеев. Справилась бригада с первым рейсом до Костомукши отлично. В составе поезда было шесть пассажирских вагонов и один багажный. В тот же день на том же тепловозе машинист Виктор Михайлов и его помощник Виктор Сусенков увезли пассажиров из Костомукши до Суккозера.
Такому важному событию был посвящен и митинг, состоявшийся на станции «Костомукша – Пассажирская». Работники «Октябрьской железной дороги» и Петрозаводского отделения постарались сделать все, чтобы приурочить пуск поезда к запуску первой очереди комбината. С открытием пассажирского движения Костомукша получила прямой выход в единую железнодорожную сеть Советского Союза. Это было необходимо и для строящегося горно-обогатительного комбината, в поставках оборудования для которого участвовали многие города страны.
В тот летний день, 16 июня, народу на вокзале собралось тьма. Среди официальных лиц присутствовали: секретарь РК КПСС А.Я. Лехтинен, зам. генерального директора по кадрам и быту В.А.Владимиров, секретарь парткома ГОКа В.П. Сафронов, председатель исполкома поселкового совета Н.Н. Бигун., редакторы республиканских газет, освещающие событие.
Костомукша: начало
В июле 1974 года генеральная дирекция стройки начала набор рабочих. Со всех концов страны сюда по вызову прибывали специалисты. Путь от ближайших поселков до Костомукши занимал долгие часы, а в распутицу даже на вездеходе добирались сутками. До июня 1982 года у поезда из Петрозаводска конечной станцией было Новое Юшкозеро, поэтому костомукшане могли следовать только до ближайшей станции Ледмозеро. Потом добирались на перекладных — для отправки и встречи наших пассажиров выделялись по 4-5 автобусов. Бывали случаи, когда мест в автобусах не хватало, и тогда люди вынуждены были оставаться на станции на ночь.
Сейчас можно только представить, какое чувство радости испытали костомукшане, получившие возможность с комфортом добираться до родного города и до столицы Карелии. Помимо пассажиров станция начала принимать и важные для строящего города грузы: вагоны с продовольственным и другими необходимыми товарами, которые отправлялись на подъездные пути базы ОРСа, стройматериалы для треста «Костомукшастрой». Через год, в 1983 году, открылся ещё один пассажирский маршрут «Костомукша – Ленинград». В том же году, 3 октября, отправился и первый поезд с окатышами в финский город Рахе (Rahe) на металлургический завод Раутаруки (Rautaruki).
Пассажирская — Товарная — Кивиярви
В состав Костомукшского железнодорожного узла входило три станции. Все они имели совершенно разный характер работы: «Костомукша-Товарная» — погрузочная, «Костомукша – Пассажирская» — принимающая пассажирские поезда и станция «Кивиярви» — передаточная (одна из важнейших пограничных станций). Многие будущие сотрудники узнали о готовящихся к открытию станциях из газеты «Октябрьская магистраль», где было опубликовано объявление о наборе необходимых специалистов. Некоторых сразу же направили работать на товарную станцию.
В 1980 году открылась билетная касса на улице Пионерской. Первым билетным кассиром была всегда улыбчивая и вежливая Раиса Петровна Филон. Начальником станции был Василий Иванович Воробьев, потом его перевели в Петрозаводское отделение. Более 20 лет станцией руководил Алексей Иванович Яковлев. Первыми дежурными по станции «Костомукша — Пассажирская» были Людмила Тихонова, Лидия Фокина, Ирина Юревич и Клавдия Игнатьева, а на «Костомукша — Товарная» Иван Архипов, Надежда Котрехова, Раиса Кучук, Владимир Ханов, Борис Васильев. Именно они руководили движением составов нашей железнодорожной ветки.
Как в музее
К открытию станции нужно было благоустроить территорию и вокзал. Вместе разгружали мебель, убирали мусор, сажали деревья, и разбирали цветочные клумбы. Когда вокзал открылся, пассажиры были в восхищении. Многие горожане, которым и не нужно было никуда ехать, приходили на вокзал просто так, как на экскурсию. К слову, и сегодня многие приезжие люди оглядывают наш вокзал с удивлением.
Внутри железнодорожной системы много разных видов работ, поди разберись, какая из них самая ответственная: служба движения поездов, локомотивное депо, пункт технического обслуживания вагонов, электроснабжение, дистанция пути, дистанция сигнализации и связи. За 38 лет, которые прошли со дня пуска первого пассажирского поезда, в железнодорожном узле Костомукши произошло много изменений, как структурных, так и технических. Технический прогресс «шагает» по железной дороге семимильными шагами. В наше время автоматика управляет системами сигнализации и связи, внедряются новые технологии.
«Железка» связала поколения
Если перечислять все династии, которые трудились и трудятся сегодня на обслуживании костомукшской стальной магистрали, то получиться очень длинный список. Основная ценность — это наши ветераны. Как приятно вспоминать рабочие будни, ведь нам всем тогда было по 25-28 лет. Молодым тогда доверяли сложную работу, такая был закалка учебой и трудом. Кто связан с железной дорогой знают, что это огромная ответственность и внимательность. «Железка» — она такая, любит порядок и дисциплину. Да и здоровый образ жизни. Поэтому замечательно, что представители ее отряда во все времена, обеспечивают не только слаженную работу, но и увлекаются спортом.
А чего стоят многолетние обычаи проведения праздников, выставки детских рисунков в здании вокзала или мужчины, выбирающиеся на узловой чемпионат по рыбной ловле. За все эти мероприятия большое спасибо администрации узла, профсоюзному комитету, Совету ветеранов. У нас — у прошлых и нынешних работников станций крепкие дружеские связи, существует преемственность поколений, работа по воспитанию молодых кадров для магистрали. Наши первопроходцы строги, по-отцовски смотрят на новое поколение, наставляют. Молодежи теперь предстоит хранить коллективные традиции, которые не стоит обходить. Чем быстрее поймешь и проникнешься «железкой», тем легче будет и твой путь, и путь пассажира.
Совет ветеранов поздравляет железнодорожников с профессиональным праздником! Желает всего доброго вам и вашим близким, здоровья и семейного тепла.
Председатель Совета Ветеранов Костомукшского узла Людмила ТИХОНОВА
За помощь в создании материала Совет Ветеранов Костомукшского узла благодарит Александру ЛЕСОНЕН, Алену КОРОЛЬ