В Карелию – за хорошим климатом

Эта рубрика посвящена трудовым семьям комбината: тем, кто стоял у истоков строительства и запуска нашего градообразующего предприятия; тем, кто трудился и трудится сейчас на «Карельском окатыше» и тесно связанных с ним предприятиях-партнёрах; тем, кто своим трудом создаёт благополучие своей семьи, Костомукши и всей Карелии. Это рассказ о тех, для кого Костомукша стала родной, а коллектив комбината – трудовой семьёй.

 

Семья Яковлевых приехала в Костомукшу из города Заполярного Мурманской области. По признанию главы семьи Владимира Николаевича, он выбрал Карелию для переезда исключительно за хороший климат и считает, что не ошибся.

 

На БАМ или на КГОК?

1975 год. Татьяна и Владимир Яковлевы. Свадьба

Владимир Николаевич Яковлев – один из первооткрывателей, которые прибыли в Костомукшу ещё на стадии строительства и начала отработки карьера, в 1979 году. В том году Владимиру исполнилось 30 лет, и у него за плечами уже было восемь лет водительского стажа на 40-тонных самосвалах БелАЗ, работающих в карьерах горно-металлургического комбината «Печенганикель», и даже выучился на 75-тонник – самую большую и современную в то время машину.

Впервые о будущей всесоюзной стройке в Карелии Владимир услышал в 1974 году и сразу задумался о том, как туда попасть. Но уехать в Костомукшу оказалось не так-то просто, и дело было даже не в том, что нужно было получить вызов на работу, вот как раз его-то прислали быстро и без проблем, а в том, чтобы оформить перевод на новое место работы. Вот тут-то Владимир и столкнулся с самой главной проблемой – его не хотели отпускать, а увольняться и терять заработанные «полярки» он сам не хотел. Так что пришлось даже ссылаться на приказ Минстроя и грозить походом к прокурору, чтобы оформить перевод. Владимир своего добился и приехал на новое место работы с уже заработанными «полярками».

 

На «коротком поводке»

Для тех, кто не в курсе, поясняю, что «полярки» – это простонародное название северных надбавок, процент, на который увеличивают заработную плату тем, кто работает в районах Крайнего Севера. При этом до 1993 года, когда правительство законодательно закрепило заработанные северные надбавки за каждым работником независимо от перехода с одного предприятия на другое, а только в зависимости от стажа работы, действовало другое правило – уволился, зарабатывай «полярки» заново. Это было для работников своеобразным «коротким поводком», на котором держали, не давая сменить место работы.

 

– Я знаю, что многие ехали в Костомукшу за деньгами и квартирой, – вспоминает Владимир. – Для меня это было не актуально. Зарплата у меня и в Заполярном была вполне приличная, и квартиру новую получил, но вот климат, в котором постоянно болеют дети, и природа – сплошные сопки, которые навевают тоску – меня не устраивали. А  знакомые рассказывали про Карелию, как там хорошо и красиво. У меня был выбор – поехать на БАМ или на Костомукшский ГОК, я выбрал комбинат и не ошибся.

 

Награды

Владимир Николаевич Яковлев награждён памятной медалью «Победитель социалистического соревнования» за 1977 год. В том году молодёжный экипаж добился выдающихся успехов в труде.

А в 1988 году за высокие показатели в перевозке горной массы его наградили путёвкой в Болгарию.

Семья Яковлевых

 

Первые 100-тонники

– Когда я вышел здесь на работу, – вспоминает Владимир Яковлев, – на комбинат как раз только-только начали поступать 40-тонные БелАЗы, а я уже был с ними хорошо знаком. Я даже помню бортовой номер своей первой машины – № 28. Мы ведь их и собирали сами, и обслуживали, а не только на них ездили.

По словам Владимира Николаевича, когда начинали осваивать карьер, то и дорог-то ещё не было – сплошная морена. «Самосвал не ехал, а плыл по грязной жиже», – характеризует тот период глава семьи. – Вот когда, через несколько месяцев, добрались до скалы и начали взрывать, тогда начали и дороги отсыпать. А то ведь бывало так, что к экскаватору ведёт колея, заваленная бутами, а на отвал выезжаешь и проваливаешься там по брюхо».

В 1983 году начали приходить первые 100-тонники и работников цеха, восемь человек водителей, слесаря и электрика, делегировали на завод-изготовитель БелАЗов в город Жодино. Отучились они месяц и вернулись уже водителями-инструкторами, чтобы учить всех остальных. Машина Владимира Яковлева имела номер 02.

 

Фирма одна, а принцип разный

Принцип управления 40-тонным и 100-тонным самосвалом кардинально отличается, да и вообще БелАЗы сильно отличаются от привычных нам сейчас «Катерпиллеров» и «Комацу». В первую очередь двигателем – он дизель-электрический, который приводит в движение мотор-колёса. Водитель должен был ещё иметь и доступ для работы с электродвигателями.  Специалисты поймут, а всем остальным просто для справки – почему водителям требовалось переучиваться с одного БелАЗа на другой.

 

С тех пор и до 1989 года Владимир Яковлев работал только на большегрузных БелАЗах, а потом пересел на тягач. С него и ушёл на заслуженный отдых в 2008 году. К тому времени это уже был не цех технологического автотранспорта (ЦТА), в который Владимир Николаевич устроился на работу, а предприятие «Карьер-техника».

Владимир Николаевич и Татьяна Александровна Яковлевы

 

Ювелирная точность

Вспоминая работу на тягаче, Владимир Яковлев говорит, что от водителей вспомогательной техники требовалась прямо-таки ювелирная точность и глазомер. А всё потому, что ремонтный гараж на промплощадке ЦТА был построен в расчёте на 75-тонные грузовики, а прибыли на комбинат 100-тонники, которые по габаритам шире и длиннее своих предшественников.

– Бывало, проезжаешь в ворота с самосвалом на прицепе, а между машиной и стенами зазор всего несколько миллиметров, а ведь нужно ещё внутри помещения развернуться и поставить самосвал на точно определённое место для ремонта, – говорит Владимир Николаевич. – Впоследствии ворота расширили, и стало гораздо удобнее, но внутри-то всё осталось по-прежнему, так что и сейчас водитель тягача почти ювелир в своём деле.

После выхода на пенсию Владимир увлёкся изготовлением поделок из спичек – работа кропотливая, требующая аккуратности, точности и терпения – всё как при работе на тягаче, только размеры поменьше.

Супруга Владимира Николаевича Татьяна Александровна с момента приезда в Костомукшу в 1980 году всю жизнь проработала в узле связи. Они вместе уже 42 года. У Яковлевых два сына, Артём и Павел, оба – работники комбината.

 

 

Отслужу, как надо, и вернусь

После 9 класса Артём Яковлев поступил в профессиональное училище на  автослесаря. Сразу после окончания его забрали в армию. Служил парень полтора года, из них полгода – в Чечне. Вернувшись в 1995 году на гражданку, Артём начал искать работу, обращался в разные организации, в том числе и в таможню. Но в таможне ему сказали, что он не подходит им по возрасту – оружие служащим можно доверять, только начиная с 20 лет, а ему ещё 19 с половиной. Удивительное дело, воевать в 19 лет можно, а работать в таможне нельзя. Зато взяли на работу в полицию.

В 1996 году Артём устроился в ЦТА. Отработал там 10 лет автослесарем. Потом были несколько лет поиска себя и своего места в жизни, обучение в Современной гуманитарной академии (СГА) и, наконец, нынешнее место работы – склад цеха подготовки производства (ЦПП). Здесь пригодились и все ранее полученные на других предприятиях навыки (он и кладовщик, и водитель погрузчика, и крановщик) и образование менеджера. Сейчас Артёма всё устраивает – и работа, и коллектив, и зарплата.

Артём и Татьяна Яковлевы с сыном Андреем и дочкой Лерой, 2017 год

Артём женат. С женой Татьяной познакомился в Санкт-Петербурге и привёз супругу в Костомукшу. У Артёма и Татьяны Яковлевых двое детей – сын Андрей и дочь Лера.

 

 

Профессия выбрала меня

– Права категории «В» и «С» я получил ещё в школе, – говорит Павел Яковлев, – так что я сразу знал, что буду работать водителем. И вообще я профессию не выбирал, она сама меня выбрала. Отец – водитель, старший брат – автослесарь. Кем я ещё мог быть? Только водителем. Вот им и работаю.

На комбинат, в ЦТА, Павел пришёл в 1999 году. Сначала работал автослесарем, потом шоферил на легковушках, а с 2004 года сел за руль самосвала. Сейчас он управляет мощным «Катерпиллером» с облегчённым кузовом грузоподъёмностью 240 тонн. Причём, по мнению Павла, управлять КАТом легче, чем БелАЗом, так что у его отца задача была сложнее, чем у него сейчас.

Павел закончил СГА по специальности менеджмент. У него двое детей – дочь Эвелина и сын Женя.

 

Совпала свадьба с юбилеем

14 июля, в день празднования 35-летия комбината, у Павла Яковлева свадьба.

Поздравляем Павла и Светлану со столь знаменательным событием!

 

Фото Сергея НИКОЛИНА и из семейного архива семьи Яковлевых

Оцените статью
64 параллель онлайн