Выбирать иль наплевать?

, Взгляд, Общество 8 комм.

Кому можно доверить выборы глав городов и районов – жителям или только депутатам? А глава – это кто: наделённый реальными полномочиями мэр или просто руководитель местного Совета? Мы, вообще, хотим прямых выборов или нас вполне устраивает, что за нас решит дядя? На эти вопросы пытались ответить немногочисленные представители общественности, собравшиеся в минувший вторник в школе №2 имени Пушкина.

Широкое обсуждение

IMG_3639Поводом для встречи стало пожелание Владимира Путина о том, что надо широко обсудить принятые недавно поправки в федеральном законодательстве о местном самоуправлении. Председатель общественного комитета Костомукши по реализации указов президента Лариса Молчанова решила организовать такой обмен мнениями у нас.

Обсуждать есть что. Закон, в некотором смысле, – «рамочный», предполагает несколько моделей организации власти на местах. Теперь регионы должны будут принять свои законы, остановившись на одном из вариантов. И если раньше муниципальные образования сами могли решать эти вопросы, то теперь схема станет единой для всей Карелии. А вот какой именно она будет, пока неизвестно.

На понимание

Сегодня в Костомукше главой муниципального образования является Татьяна Осипова. Она – высшее должностное лицо городского округа. При этом полномочий у неё практически никаких, большей частью – представительские функции. Глава округа одновременно является руководителем городского Совета.

У главы местной администрации Александра Лохно полномочий гораздо больше. Но он всего лишь чиновник, получивший свою должность в результате конкурса. В конкурсную комиссию входили несколько депутатов горсовета и представители республиканской власти.

Варианты

Итак, что же именно предлагает новый федеральный закон в плане выборов глав муниципальных образований?

Вариант первый. Глава избирается на прямых выборах (всеобщим голосованием), после избрания становится во главе Совета с правом решающего голоса.

Вариант второй. Глава выбирается всеми жителями, но после избрания становится главой администрации. По сути – мэром. Подобная модель сейчас действует в Петрозаводске, когда-то работала и в Костомукше.

Вариант третий. Никаких всеобщих выборов, главу округа избирают депутаты из своих рядов, он становится председателем Совета. А главу администрации назначает конкурсная комиссия. То есть это та самая схема, которая сейчас действует в нашем городе.

Что думает глава?

ЛохноТатьяна Осипова, по всей видимости, в отпуске, иначе как понять, что она не приняла участие в обсуждении столь важного вопроса? Но Александр Лохно пришёл. Был не очень доволен, что ему первому предоставили слово, однако взял себя в руки и — ничего не сказал:

— Я не буду предлагать вариантов решения, — заявил Александр Григорьевич. – Мы просто должны понять, чего хотим, какая модель была бы самой оптимальной для Костомукши, работала на благо жителей города.

Не измеряемое большинство

Часть присутствующих говорила не от себя лично, а представляла некие сообщества.

Ершов 2Николай Ершов выступил от имени ветеранов ГОКа. Его позиция – прямые выборы главы округа, но не мэра (вариант 1): «Главой администрации должен работать профессионал. Мы уже проходили прямые выборы мэра, помним, чем это закончилось».

Борис Кашеваров зачитал обращение, подписанное несколькими ветеранскими общественными организациями. Текст был несколько скомканным, как и речь Бориса Николаевича, но после пары дополнительных вопросов удалось выяснить, что они тоже за первый вариант.

Баринов 1Возмутился Александр Баринов, который считает, что никто не вправе говорить от имени неопределённого числа людей: «Я тоже ветеран ГОКа, но с вашей позицией не согласен! — обратился он к Николаю Ершову. – И вообще, я не понимаю, что у нас тут за обсуждение такое – 15 человек! Необходимо мнение большинства! Но это большинство всё равно никак не измерить».

Ответственность и полномочия

Родин и КузнецоваПоначалу казалось, что чаша весов склонилась в пользу первого варианта. Однако это было не так.

Михаил Раснер: «Основной удар всегда несёт администрация. Считаю, что нужны прямые выборы именно главы администрации, чтобы он ощущал поддержку народа, чувствовал себя увереннее».

Лариса Молчанова: «Поддерживаю Николая Петровича: глава администрации – это наёмный менеджер. У него контракт, в нём должны быть прописаны и полномочия, и ответственность».

Анна Бендикова: «Костомукша – город небольшой, здесь все друг друга знают, и у нас вполне возможны прямые выборы мэра. Если бы у главы округа были реальные полномочия, тогда да, можно было бы говорить и о первой модели».

Александр Баринов: «Надо оставить нынешнюю схему. В конце концов, у нас есть прямые выборы депутатов Совета, они представляют людей. Если депутаты назначают главу и мэра – значит, это мнение жителей. И через депутатов можно высказать мэру недоверие, если потребуется».

Виктор Сахнов: «Очевидно же, что будет принято решение, выгодное губернатору: мэров будут назначать. А потому вообще не надо было ничего менять, оставить на усмотрение территорий. Какой смысл сейчас обсуждать, если всё решено?».

Криминал и капитал

Александр Лохно всё же принял участие в обсуждении. Он, правда, так и не сказал, какая модель ему больше по душе, но его риторика очень смахивала на последние заявления губернаторской команды, которая, как известно, не приветствует назначение глав администраций через прямые выборы:

Лохно 2– Вертикаль власти в России ещё не выстроилась. Кое-где её нет. При формировании представительных и исполнительных органов было велико влияние капитала и криминала. Надо посмотреть и принять лучшее решение, а не отстаивать либо корпоративное право, либо криминальное! – заявил глава администрации.

После этой фразы собравшиеся заулыбались. И впрямь, если иметь в виду Костомукшу, то кто здесь представляет корпоративные интересы – очевидно. Александр Лохно явно не в этом лагере. Тогда в каком?

— Пока что у нас правит бал либо капитал, либо криминал, — ещё раз повторил Александр Григорьевич полюбившееся ему умозаключение.

Против партии, зато по ветру

Понятно, что Александр Лохно никак не может быть сторонником прямых выборов мэра. Во-первых, он прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что в случае прямого голосования его не изберут ни при каких обстоятельствах. Во-вторых, он слишком плотно связан с губернаторской командой, а оттуда, как известно, идёт чёткий сигнал: глав районных администраций надо назначать.

Забавно при этом, что партия, которая привела Лохно на его нынешний пост, выступает как раз таки за прямые выборы мэров. Фракции справедливороссов, коммунистов и яблочников в Законодательном собрании даже сочинили уже соответствующий законопроект. Если к ним присоединится ещё и фракция ЛДПР, губернатору будет очень непросто продавить через парламент свой вариант закона.

Слово – народу

Честно говоря, согласен и с Виктором Сахновым, и с Александром Бариновым: обсуждение в столь узком кругу вряд ли имело какой-то смысл. Разве что прояснить что-то для себя. Это чувствовали и собравшиеся, потому и прозвучало в конце встречи предложение попробовать сделать дискуссию максимально широкой: обсудить вопрос на ближайшей сессии Совета, спросить через СМИ мнение горожан.

Присоединяемся! Приводите свои доводы в комментариях к материалу, голосуйте на сайте в разделе «Опросы». Нам действительно интересно, что по этому поводу думают костомукшане.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проверка орфографии на сайте.

8 комм.

  • Овальный 26 / 06 / 2014 Reply

    Я за:

    Вариант второй. Глава выбирается всеми жителями, но после избрания становится главой администрации.

  • Аноним 26 / 06 / 2014 Reply

    Выбирать всеми жителями, это честнее.

  • Татьяна 27 / 06 / 2014 Reply

    Нужны честные выборы,т.е всеми горожанами!!!!

  • Вася 27 / 06 / 2014 Reply

    Второй вариант

  • Горожанка 27 / 06 / 2014 Reply

    Я за прямые выборы главы администрации. Всем народом. А освобождённый, отдельный, глава округа нам не нужен. Сейчас это самый настоящий свадебный генерал. Пусть мэр руководит округом, но выбрать его мы должны сами.

  • Александр 01 / 07 / 2014 Reply

    Я за прямые выборы,если я даже не смогу выбрать Мэра,так для чего тогда выборы нужны?

  • василий. 03 / 07 / 2014 Reply

    Понятно, что Александр Лохно никак не может быть сторонником прямых выборов мэра. Во-первых, он прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что в случае прямого голосования его не изберут ни при каких обстоятельствах. Во-вторых, он слишком плотно связан с губернаторской командой, а оттуда, как известно, идёт чёткий сигнал: глав районных администраций надо назначать.

    Это чьё такое навязываемое, сформировавшееся мнение, «члена» от едросовской прессы, или наёмного писателя от руководящего изврата АО КАО.

  • Ирина 03 / 07 / 2014 Reply

    Я за Второй вариант,но хотелось бы заранее узнать кандидатов,чтобы не получилось как в крылатом выражении В.Черномырдина-"Хотели как лучше,а получилось как всегда"

Добавить комментарий