Ирина КОКТОМОВА, директор ООО «Фестиваль» (КСЦ «Дружба»), вернулась из Англии, где участвовала в международном проекте «Культурный upgrade». Реализуемый по совместной инициативе «Северстали» и Британского совета, он направлен на развитие и профессиональное обучение менеджеров, работающих в сфере культуры. «Идей столько, – говорит Ирина, — что ещё год можно их обдумывать и доставать, как из копилки, одну за другой». Но вот как ноу-хау из Манчестера, Лондона, Ньюкасла, Ливерпуля перенести на нашу землю? И надо ли? Об этом мы и беседуем с участницей проекта.
Разница в подходах
– Понимаете, сразу бросается в глаза разница в подходах. Для нас культура – это понятие высокое, для них же — то, на чём можно зарабатывать деньги. Англичане создают фестивали, под которые выделяются средства и на которые приезжают туристы. Один из них — в Лондоне, в районе Сити. Проанализировав работу этого делового центра, администрация решила, что здесь нужен фестиваль — недели на три. Пригласили арт-директора, профинансировали, проводят. Нам это было непонятно. Вроде бы, в Сити атмосфера совсем не фестивальная, кругом магазины, офисы… А у них в эту инфраструктуру вписано целое действо.
И делается так для того, чтобы сломать стереотипы, поменять имидж. Зато теперь Сити уже не только деловой центр, но и культурный.
Понятно, что на фестивалях много денег не заработаешь, но если взять такой момент, как привлечение людей, то это очень разумный бизнес-подход. В Великобритании, которая всегда была индустриальной страной, после кризиса закрылось большое количество предприятий, и правительство пошло по очень неожиданному пути. Мощно стала финансироваться культура. В результате появилось целое новое направление — креативная экономика.
— Ну а что с нашими фестивалями? Не получается ли так, что они замкнуты на себе? Собираются знатоки, любители, а все вокруг как бы и не в курсе?
– Вот об этом я и говорю. Разница в подходах. На Западе ничего не делают просто так. Если что-то предпринимается, даже бесплатно, это всё равно рано или поздно приносит деньги.
– Что, на Ваш взгляд, надо сделать, чтобы провести культурный апгрейд, переломить ситуацию?
– Нужно элементарное – чтобы были гостиницы, хорошая дорога, ежедневные железнодорожные рейсы. Люди готовы ехать к нам, но как? Если из Москвы отправляться, то теряешь в дороге два дня. Для гастролирующих артистов это очень много.
Готов ли зритель?
– Вот Вы говорите о гостиницах и дороге. А сами костомукшане готовы прийти на фестивали? Им апгрейд нужен?
– Хм… Сейчас город меньше включён во все эти дела. Есть, конечно, люди, которые и сами всегда участвуют в таких мероприятиях, и приводят на них своих детей. Но много и тех, кому это безразлично.
На Западе очень мощное волонтёрское движение. Мы этот момент упустили, хотя, думаю, можно заинтересовать молодых ребят. Это ведь здорово — находиться рядом с артистами. Мне идея насчёт волонтёров нравится, в нынешнем году надо это использовать.
— Нет желания вывести фестиваль на улицы города?
– У нас проблема с площадками и с погодой. В Англии часто используют и заброшенные депо, и доки, и храмы. Людям всегда интересны необычные площадки, причём не только молодёжи. У меня уже есть пара идей на этот счёт.
Культурный шок
– Может быть, и с гостиницами тоже есть какие-то варианты? Я слышала, что в Европе в те же музеи могут детей со спальниками пустить и устроить им там ночёвку…
– На Западе иначе относятся к самому понятию «музей». Да, существуют экспозиции, где выставлены шедевры. Но все остальные музеи – общественные, рассказывают об истории города и местного сообщества. Всё очень доступно, но при этом безумно интересно.
Огромное количество детей! И вообще – людей всякого возраста, начиная от тех, кто ещё и ходить-то не умеет, и заканчивая бабушками и дедушками. В антропологическом музее в Ньюкасле видела бегающих с картами младших школьников. Каждой группе дано задание в виде квеста, и эти дети с горящими глазами носятся среди выставленных мумий фараонов. Сотрудники, улыбаясь, наблюдают эту картину. Нигде никаких запретов. И при этом никто ничего не ломает. У музейщиков из нашей группы был шок.
Никто на просветительских музеях денег не зарабатывает. Основная часть средств – это государственное финансирование. Но, разумеется, очень сильно развит фандрайзинг. Различные спонсорские вклады – это норма. Сотрудники учреждений культуры не приходят к предпринимателям просить. Они приходят с предложениями. Это принципиально иной подход. Общество по-другому относятся к фирмам, если они помогают музеям, зоопаркам. Это увеличивает кредит доверия к предприятиям.
И везде — сувенирные лавки, кафе. В общем, хлеб и зрелища.
Собственный апгрейд
— А вы можете открыть двери и впустить всех желающих — тех же детей со спальниками? Хотя бы на время фестиваля?
– Мы готовы впускать всех, открыты для любых контактов. Если человек хочет сделать свой досуг более интересным и содержательным, если он привлекает к этому других, мы найдём и помещение, и время. А что касается фестиваля камерного искусства, то можно предложить горожанам принять туристов и поселить гостей в своих квартирах. На Северо-Западе это уже раскрученный фестиваль, но его нужно развивать дальше. Например, можно на время фестиваля переоборудовать школы под хостелы.
– Что для этого нужно?
– Общая заинтересованность. Имею в виду не только административные структуры, хотя многое зависит именно от них, но и всё наше общество. Я думаю, что в любом начинании должно быть три фактора: финансы, идея и личность. Кто-то должен идти впереди c флагом.
– Вы готовы идти?
– Я готова, и я учусь. Но я не хочу во всём копировать Запад. Не хочу, чтобы у нас люди сидели в залах с пивом и мороженым, забирались с ногами на стулья, клали шубы под кресла. Мне такой апгрейд не по душе. Вот парадокс: у нас красиво и культурно – но пустые залы, а у них свобода поведения – и полно народа. Как это совместить? Пока не знаю. Но думаю. И спасибо «Северстали», что помогла мне сделать мой собственный внутренний апгрейд.
что это за ООО «ФЕСТИВАЛЬ»? ОТКУДА?